Художественная культура и технологические новации конца XIX – начала ХХ века как стилеобразующее начало

Неврюева Ксения
Искусствовед, выпускница кафедры истории отечественного искусства, исторический ф-т МГУ имени М.В. Ломоносова
nevrueva@gmail.com

Конец XIX и первая треть ХХ веков стали поистине знаковыми и поворотным в науке, следовательно, и во многих других сферах жизни человека. Сильнейший технологический прорыв рубежа веков определил множество парадигм нового столетия. За научными открытиями внимательно, с неподдельным восхищением, следили представители самых разных сообществ.

Новации в сфере транспорта, связи, энергетики, наук о материалах решительно меняли представления об устройстве человечества посредством внедрения изобретений в массовое пользование. Присущая технологическому прорыву динамика задавала тон и культурной жизни, позволяла приоткрывать завесу будущего, используя художественные средства. Массовая культура и литературное творчество, изобразительное искусство и архитектура были зачарованы открытиями эпохи и всячески интерпретировали их в своей деятельности[1]. Научные исследования первой половины — середины XIX века предопределяли открытия рубежа веков. Значительный вклад был внесен отечественными и зарубежными математиками, среди которых Н. Лобачевский, выдвинувший новаторские теории по неевклидовой дифференциальной геометрии, Б. Риман, разработавший целый ряд теорий по математике, геометрии и физике. В 1830-е годы инженер В. Сименс запатентовал динамо-машину (электрический генератор постоянного тока), совершив переворот в электричестве. Авиастроение и по сей день обязано механику Николаю Жуковскому, чьи работы по аэродинамике, созданные в конце XIX века, исследовали полёт птиц, а позже и летательных снарядов.

Революционные открытия в области ядерной физики Э. Резерфорда, создавшего планетарную модель атомов, Альберта Эйнштейна — основателя теоретической физики, Марии Склодовской-Кюри в области радиоактивности способствовали возникновению нового представления о структуре мироздания.

Базовым для естествознания стал периодический закон химических элементов Дмитрия Менделеева, но помимо него учёный разработал проект стратостата, а также спроектировал управляемый аэростат с двигателями и в 1887 году совершил полёт на нём для наблюдения полного солнечного затмения.

Под сущностным влиянием теории относительности, механики нового порядка, генетики, открытий в области энергетики, в сознании человека, вступившего в ХХ век, начинает формироваться новая реальность.

В 1880 году изобретатель-самоучка и народоволец Н. Кибальчич разработал «Проект воздухоплавательного прибора». Чертежи и рисунки проекта содержат схематичное изображение конструкции аппарата дальнего полёта, в пояснительных записях рассмотрены варианты направлений движения прибора, а также описано топливо (прессованный порох), способное дать необходимую энергию для осуществления полёта.

Как станет известно позднее, Н. Кибальчич разработал прообраз многоступенчатой ракеты, а описанная в проекте схема станет классической для построения космического корабля уже в эпоху освоения космоса.

Созданный ученым-любителем проект стал знаковой пропедевтической теорией докосмической эры. Но условия, в которых создавался проект, не позволили его автору приступить к реализации задуманного. Во-первых, он не обладал необходимым для продолжения исследования научным базисом, а во-вторых, находился под арестом за революционную деятельность и в 1881 году был казнен в ряду прочих народовольцев. «Проект воздухоплавательного прибора» приобщили к уголовному делу, а рассекретили лишь спустя 37 лет, после Октябрьской революции. И только в 1918 году уникальные разработки стали доступны научному сообществу и широкой общественности благодаря публикации проекта (Рис. 1) в журнале освободительного движения «Былое»[2].

Фрагмент стр. 118. Кибальчич Н.И. Проект воздухоплавательного прибора // Былое. 1918. Вып. 4 – 5.

Дирижаблестроение и теоретическую космонавтику традиционно связывают с именем учёного и мыслителя К. Циолковского. В 1890-е годы он проектирует управляемый аэростат, а также предлагает технические модификации для уже существующих дирижаблей с целью совершенствования конструкций. Кроме этого, он создает аэродинамическую трубу для определения силы воздействия воздуха на летательный аппарат в невесомости.

В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами»[3] (1903 г.) К. Циолковский обосновывает возможность применения реактивных аппаратов для передвижения в космическом пространстве и предлагает первый проект ракеты дальнего сообщения; разрабатывает теорию реактивного движения, а также формулирует задачи механики тел переменного состава. Упомянутые теоретические разработки внесли существенный вклад в развитие механики того времени. В дополненном и переработанном виде статья выходит в 1911 и 1914 годах, в них К. Циолковский описывает структуру многоступенчатой ракеты с реактивным двигателем и предлагает топливные расчёты. Позднее это будет реализовано в авиа- и ракетостроении.

Учёный не раз говорил о том, что теоретические разработки в области космонавтики являются лишь приложением и дополнением к его философским трактатам. Но нельзя уменьшить значение его вклада в развитие воздухоплавания и аэродинамики, ведь именно как «отец» теоретической космонавтики К. Циолковский войдёт в мировую историю науки.

Убежденный материалист и приверженец космизма, К. Циолковский создал ряд текстов, повествующих о месте человека во Вселенной, о выходе в космическое пространство как о естественном пути развития человеческой расы. Здесь мы вновь становимся свидетелями того, как сознание человека рубежа веков формирует представление о будущем с надеждой на научно-технические достижения. Примером тому становится следующее высказывание учёного: «Человек сделал великий путь от «мёртвой» материи к одноклеточным существам, а отсюда к своему теперешнему полуживотному состоянию. Остановится ли он на этом пути? Если и остановится, то не сейчас, ибо мы видим, какими гигантскими шагами прогрессирует в настоящее время наука, техника, обстановка жизни и социальное устройство человечества. Это указывает на перемены в нем самом. Во всяком случае эти перемены должны произойти»[4].

Автор значительных естественнонаучных исследований, научно-фантастических произведений и философских трактатов, К. Циолковский посредством междисциплинарной деятельности внёс весомый вклад как в прикладные дисциплины (в первую очередь, аэронавтику и космонавтику), так и в формирование философии космизма.

Научные открытия способствовали увеличению интереса к научно-фантастическим произведениям Сирано де Бержерака, Жюля Верна, Герберта Уэллса и других. Жюль Верн описал ряд открытий будущего, в том числе, приключенческий роман «Пять недель на воздушном шаре» (1863 г.) повествует о воздушных передвижениях на дальние расстояния. Также стоит отметить сочинения «Из пушки на Луну» (1865 г.) и «Вокруг Луны» (1869 г.), в которых писатель становится настоящим популяризатором астронавтики, на долгие годы предвосхищая реальные исследования.

Естественнонаучные открытия XIX века также оказали сущностное влияние на формирование новых философских идей. Русский космизм объединил авторитетных учёных и мыслителей, среди которых К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров, В.И. Вернадский, А.В. Сухово-Кобылин, А.Л. Чижевский и другие[5]. Теории всеединства, соразмерности человека и космического пространства, взаимосвязи земных и внеземных процессов стали идейной основой для множества творческих начинаний, в том числе, предшествовали возникновению архитектурных проектов внеземных поселений.

Философ Н.Ф. Фёдоров, провозвестник философии космизма и предтеча трансгуманизма, высказывался о необходимости синтезирования науки с искусством и религией в условиях выхода человека на следующую ступень эволюции, а именно, в космическое пространство. В этом решительном шаге Н.Ф. Фёдоров видел истинное развитие человечества, а синтез научного знания и художественного творчества, по его мнению, даст возможность генерировать строительство в космосе, которое сформирует новое пространство для существования человека за пределами земной поверхности.

Такое знаковое явление в философской мысли как русский космизм оказало сильнейшее влияние на художественные процессы своего времени. Не всегда художники, архитекторы и литераторы ссылались на сочинения космистов, но нельзя отрицать силу импульса, заданного трудами Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского и других.

Футурологические тенденции и интерес к теме будущего входят в широкое поле художественного творчества первой половины ХХ века, и складывается ряд взаимопроникающих тенденций в науке и культуре.

Влияние актуальных процессов в науке и технике находит отражение в периодической печати как научно-просветительского толка, так и в сатирических и развлекательных изданиях. Журналы «Наука и жизнь», «Воздухоплавание», «Научное обозрение», «Вестник знаний» публикуют статьи К.Э. Циолковского, Г. Соколовского (занимающегося проблемой воздушного сообщения), обзоры западных летательных аппаратов, написанные инженером А. Фентеклюзом, новости из мирового опыта освоения воздушного пространства, часто публикуются сообщения о катастрофах, происходящих при испытаниях летательных аппаратов. Журнал «Смена» публикует как научно-познавательные статьи космической тематики, так и карикатуры об освоении космоса. В журнале «Природа и люди» появляются научно-фантастические заметки о межпланетных путешествиях.
Периодическая печать является ведущим источником актуальной информации для самого широкого круга читателей. Появляющиеся на её страницах статьи, заметки и новости с колоссальной скоростью становятся предметом обсуждения и осмысления. И если философия космизма, искусство авангарда (нередко обращающееся к теме будущего) и поисковые архитектурные проекты доступны специалистам и интересующимся, то многотиражная печатная пресса охватывает масштабное потребительское поле. Присутствие в разнопрофильной периодике материалов на тему авиастроения, космоса, межпланетных путешествий привлекает к себе внимание и пробуждает интерес широких масс.
Рождённые в лоне научно-технического прогресса футурологические идеи были стремительно подхвачены представителями искусства. Наблюдая за актуальными тенденциями и новым видением структуры Вселенной, они начинают искать метод и художественные средства для реинтерпретации действительности.
Наглядным становится пример архитектонов К. Малевича (Рис. 2). Живописные супрематические композиции художник предлагает «вывести за пределы» живописного полотна и создаёт ряд макетов «супрем» — парящих в воздухе лаконичных фигур из нескольких элементов. Включая в дискурс предположения о предстоящем открытии новых источников энергии, художник формировал комплексную систему мироустройства для нового человека посредством переселения жителей Земли за пределы материнской планеты.
Данный проект, безусловно, утопичен — он не подкреплен точными расчетами, а содержит идею, главенствующую над перспективой реализации. Но нельзя забывать о созидательной силе творческого начала, открывающей новые векторы развития культуры и искусства.

Казимир Малевич. Архитектон «Альфа», 1920. Гипс. 31,5 × 80,5 × 34 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото: Wikimedia Commons.

Как известно, К. Малевича окружали ученики и последователи. Одним из тех, кто продолжил заниматься пространственной супрематической формой, стал Л. Хидекель. В первой половине 1920-х годов он создал изображения парящих в воздухе архитектурных композиций. Его схемы представляют собой вертикально выстроенные космические жилища и носят название «Аэроклуб». Л. Хидекель не просто проектирует освобождённый от архитектурных элементов объём как это было у К. Малевича, он намечает разницу в толщине стен, выделяет двери, окна и прочие утилитарные составляющие построек.
Поисковой импульс приводит архитектора к решению проблем вертикального зонирования городов и рационального использования природной территории. Парящая в надземном пространстве архитектурная структура «Аэроклуба» находит своё развитие в проектировании Л. Хидекелем стоящих на опорах многоэтажных домов, которые приобретают утилитарный характер, но не реализуются.
Другой ученик и последователь К. Малевича, обратившийся к теме архитектуры надземного пространства — Г. Клуцис.

В 1919–1920 годах он создал проект «Динамичный город», который включал не череду оторванных от земной поверхности архитектурных форм, а город-планету. Такая планета, подобно аэрогороду К. Малевича, становится спутником Земли. Поверхность динамичного города-планеты покрывают небоскрёбы, расположенные как вертикально, так и под углом диагонали, что образует разнонаправленную городскую структуру.
Проекты вертикального зонирования, воздушных и надводных городов, в которых разрабатывались пути решения не конкретных, а воображаемых поселений, формируют особое направление в советской градостроительной мысли 1920-х – 1930-х годов, обозначенное как поисковое проектирование. Экспериментальные проекты городов будущего были рассчитаны на значительный научно-технических прогресс, что оказалось следствием общего романтического восприятия техники и веры в безграничность её возможностей. Сложившаяся в это время общекультурная тенденция создала условия, в которых архитектурное и градостроительное проектирование далеко не всегда стремилось к немедленной практической реализации и внедрению в эксплуатацию. Поисковые архитектурные проекты в первую очередь были направлены на решение эстетических задач и формирование нового взгляда на использование пространства.
На западе в первой половине ХХ века архитектура и прочие художественные процессы претерпевали не меньшее влияние революционных научно-технических открытий.
Итальянский архитектор А. Сант-Элиа (автор «Манифеста футуристической архитектуры», 1915 г.) выработал отличительный художественный метод, всячески используя идеи внедрения новых технологий в проектирование городов. Движущей силой для итальянских футуристов в то время стал подъём национальной экономики Италии, начавшийся ещё в конце XIX века, а коренные социальные проблемы в стране вынуждали формировать принципы города будущего для их разрешения.
В 1913 году А. Сант-Элиа создает ряд графических листов — чертежей, которые в западной историографии принято именовать «динамической архитектурой». Они стали первым опытом архитектора в проектировании подвижной архитектуры.
Взяв за основу идею вертикального зонирования, промышленной архитектуры США, а также собственные разработки динамической структуры зданий, в 1914 году А. Сант-Элиа создает проект «La Città Nuova» (Рис. 3) — предложение по развитию городской среды Милана. 17 листов проекта были представлены на выставке архитектурного объединения «Nuove Tendenze» («Новые тенденции»). Листы содержали изображения шести жилых зданий, а также электрической станции и площадки для аэропланов — объектов, которые стали неотъемлемой частью современного города. Некоторые графические листы проекта нового города А. Сант-Элиа были обнаружены лишь в 1950-е годы, когда интерес к футурологическим архитектурным конструкциям значительно возрос, что мы уже наблюдали на примере отечественной практики.

Антонио Сант-Элиа. Ступенчатый дом, 1914. Черная тушь и акварель на бумаге. 453 × 353 мм. Частная коллекция, Рим. Фото: Wikimedia Commons.

Важнейшим компонентом построения нового городского пространства у А. Сант-Элиа стала транспортная система, включающая горизонтальные и вертикальные магистрали. Таким образом, город будущего был снабжён обширной транспортной сетью, образующей гипердинамичный автомобильный трафик. Вертикальная структура города обретала трёхмерность также посредством использования асимметрии в плане и попытки придать зданиям вид механических объектов — машин. Подвижной здесь становится не архитектура, а её сопроводительные структуры в виде магистралей и лифтовых зон, а также внешний облик зданий. Они перестают быть статичными массивами, больше напоминая масштабную версию автомобиля или паровоза.
Идея вертикального зонирования в начале ХХ века стала значимым прорывом в градостроительной мысли. Вертикальное развитие городского пространства открывало массу перспектив. Провозвестником идей освобождения земной поверхности от излишних архитектурных массивов путем «вытягивания» объёма вертикально вверх в Европе стал А. Сант-Элиа. Скончавшись в возрасте 28 лет, архитектор не успел реализовать задуманное, но оказал значительное влияние на последующие поколения архитекторов по всему миру, в том числе, на признанных мастеров, таких как Ле Корбюзье и Л. Гильберзаймер.
Экспериментальное проектирование предлагало градостроительные решения, обращённые в долгосрочную перспективу. По мнению создающих поисковые проекты архитекторов, подъём науки и техники рубежа XIX – XX веков призван создать уверенную базу для реализации самых смелых предложений по массовой застройке и организации надземного городского пространства.
Не всегда поисковые предложения сопровождались детальной разработкой будущей системы жизнеустройства, ощущалась явная нехватка макета, аксонометрии и технического задания. Взамен архитекторы предлагали пояснительные записи как теоретическую базу и эскизы.
Но нельзя не отметить уникальную роль прогностических проектов в общемировом культурном поле ХХ столетия. Творческий импульс и следующая за ним революционная идея не всегда находили своё реальное воплощение, но обращённый в будущее замысел приобретал актуальность в последующие времена.

[1] Смурова Н.А. Влияние научно-технического прогресса и художественной культуры на развитие архитектуры России конца XIX – начала ХХ вв. М., 1987.

[2] Кибальчич Н.И. Проект воздухоплавательного прибора // Былое. 1918. Вып. 4 – 5. С.115 – 121.

[3] Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. Калуга, 1926.

[4] Гройс Б. Русский космизм. Антология. М., 2015. С. 212.

[5] Среди последователей философии космизма была масса представителей естественнонаучного знания, что придавало философскому направлению междисциплинарный характер.

Статьи выпуска