Анализ особенностей орнаментации в батике народности мяо

Ван Юйлинь.
Аспирант Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета.
1255132097@qq.com

Богатый узорами, элегантными цветами и уникальными формами, хмонгский батик используется для украшения предметов повседневной необходимости и одежды, и является очень практичным и уникальным этническим стилем искусства.  Большинство его композиционных особенностей основаны на правдивом изображении жизни, с особой потребительской ценностью и эстетической привлекательностью. Декоративный стиль не только имеет собственную форму и культурный подтекст, но и представляет уникальную эстетику и стиль. Поэтому он обладает уникальными национальными художественными характеристиками.
В первую очередь стоит дать краткий очерк истории происхождения батика мяо. «Батик» в древности называли восковым валянием и использовали на тканых полотнах из льна, шёлка и хлопка, где наносились линии, а затем помещались в ванну с краской. Там, где есть воск, цвет не окрашивается, а там, где воск удаляется, появляется прекрасный узор. Батик мяо — это древнее и уникальное искусство ручной работы народа мяо в Китае. Оно зародилось во времена династий Цинь и Хань и достигло расцвета во времена династий Суй и Тан.
Типы узоров батика мяо очень разнообразны. Есть природные и геометрические узоры, но животные в природных узорах составляют большинство. Воспринимая природу, народ мяо создаёт совершенно новые произведения графического искусства, такие как узоры животных, узоры растений, геометрические узоры и узоры батика с национальными особенностями.

Узоры животных

Рыбные и птичьи узоры

Предки мяо использовали птичьи узоры как тотем. Рыбные и птичьи узоры содержат рисунки, которые культивируют поклонение и используются для демонстрации жизненной силы. Узор, образованный рыбой и птицей, напоминает любовь пары и равенство мужчин и женщин. Мотив «птичий клюв, поедающий рыбу» рассматривается как метафора размножения. Рыба и птица поддерживают друг друга, ярко отражая человеческую жизнь.

Узор в виде бабочки

Слово «мэйбаньмэйлю» на языке мяо означает «мать-бабочка», поэтому бабочка считается символом материнства. Судя по форме узора, бабочка обычно украшается, чтобы показать откладывание яиц. Тело насекомого сочетается с листьями и лепестками, а фигура — с крыльями бабочки. Он имеет разнообразные формы, яркие и абстрактные.

Ботанические узоры

Гранатовый узор

Благодаря уникальной форме граната и пухлости зёрен плода,  подобный узор несёт ощущение семейного благополучия. Узор затенён деревьями пропорциональных размеров, а также простым и ярким рисунком.

Грушевый узор

Грушевидный узор — с наиболее локальными характеристиками. Когда вы видите цветущую грушу в горах, в дикой природе, это повышает уверенность людей в жизни. Поэтому грушевый
цветок символизирует глубокую красоту у народа мяо.

Геометрические узоры

Спиральный узор

На рукавах батика и стёганых одеялах хмонгов много синих спиральных узоров. На одежде они представлены двухлинейным спиральным узором в квадратной непрерывной манере. Подобные узоры имеют богатый подтекст в виде яркой геометрии, поэтому являются, пожалуй, самыми «узорчатыми» среди прочих.

Узор медного барабана

В древности  медные барабаны часто использовались для развлечений и сражений. Мотивы медных барабанов в батике символизируют память и поклонение предкам у народа мяо. В центре медных барабанов помещены  лучи солнца, символизирующие поклонение природе.
Народность мяо очень чувствительна к различным формальным элементам, например, к точкам, линиям, поверхности, цветам и т. д. Они ловко используют характеристики этих форм для украшения батика, так что сочетание точек, линий, поверхностей и цветов может быть объединено для формирования красоты татуировок. В то же время сочетание различных элементов создаёт сильное ощущение ритмической красоты.

Ритмичные точки

Сочетание украшений батика с элементом «точки» встречается повсеместно. В батике мяо украшения из точек не только красочны, но и обладают ритмической красотой. Причина использования точек в декоре батика мяо очень распространена не только из-за самой техники «точечного воска», но и из—за сильного и необычного визуального исполнения «точек». Например, квадратные точки создают ощущение жёсткости и порядка,  круглые — ощущение достаточности, наполненности и движения, многоугольные — ощущение нетерпения, а неправильные — ощущение свободы.
Организация «точек» в узорах батика также может быть использована для акцентирования внимания на размещении групп линий, которые используются для формирования равномерно распределённых «массивов точек» и «поверхностей» узора. Эти «грани» и «формы», используемые для формирования «точечных массивов», являются вариациями и ритмами в декоре батика. Расположение этих динамичных «точек» формирует структурные линии в декоре, образуя контраст между «пунктирными линиями» и чёткими «сплошными линиями», формируя «виртуальный» и «реальный» узор. Контраст и вариации «реальности» и «пустоты», а также динамичное использование точек безупречны.

Рис. 1. Батик народности мяо. Музей провинции Юньнань, Китай. Источник: Google Arts & Culture.

Изящные ритмичные линии

Мастерство декорирования батика практически неотделимо от художественной формы, языка и чувства прекрасного, возникающего благодаря созданию «линий». Направление, разрежённость, толщина, изгиб и форма линий в моделирующих элементах декора батика сами по себе являются формой красоты и метафорой определённой эстетики, а также значением разделения картины для формирования композиции, обладающей уникальным стилем.
Тонколинейный батик, где восковая линия тонка, как волосок, также является одним из лучших в мире. Это использование дифференцированной линейной композиции, когда множество неровных линий образуют уникальный узор.
Декор батика — это своего рода «выражение линий» и «ритмическая красота линий». Он демонстрирует разнообразие богатых форм. Он подобен такту в музыкальном произведении, который выражает образ природы и внутренние чувства с регулярностью, такой как сила и слабость, мелодия, ритм, высота и так далее. Красота этой линии — это не форма общего декора, а красота яркого и характерного потока, красота выразительного жизненного удовлетворения, истинное значение «осмысленной формы», которая является внутренним выражением декора батика.

Простая яркая поверхность

Поверхность батика, не только придаёт коннотацию и красоту формы, но и создаёт эстетику в сочетании поверхности и линии. Лица из точек или линий кажутся гибкими и изменчивыми, но на самом деле они имеют относительно «виртуальное» ощущение. С другой стороны, поверхность, состоящая непосредственно из форм, кажется яркой и тяжёлой, и имеет относительно «реальное» ощущение. «Виртуальное лицо» и «реальное лицо» отражают друг друга, взаимодействуют друг с другом, разделяются, встречаются, накладываются друг на друга, смешиваются и вычитаются, в результате чего получается красота изменений без потери порядка.
В декоре батика используются контрастные цвета — синий и белый, поэтому особое внимание уделяется весу белого узора, чтобы простота белого узора не нарушала спокойствия основной ткани индиго. Поэтому поверхность декора батика в основном выравнивают, увеличивая или подчёркивая точки и линии, а чаще — выравнивая небольшие участки узора. Существует также сочетание плотных точек или плотных линий для формирования поверхности, или поверхности и точек, а гибкие линии делают декоративную тему заметной, насыщенной цветами, а отношения между синим и белым ясны, поэтому она имеет слои и реальность. Умелое и комплексное использование точек, линий и поверхностей в изображении является уникальным художественным выражением батика Мяо (Рис.1).

Цвет

Индиго — это синий, один из трёх основных цветов, обладающих независимым качеством, и дополняющий оранжевый цвет. Это насыщенный и чистый цвет с возвышенной визуальной привлекательностью. В насыщенном синем цвете заключена символика рациональности и глубины, вечности, искренности, веры и простоты.
Белый цвет кажется самым здоровым и чистым, он является символом света и мира. Ощущение чистоты, незамутнённости, простоты, элегантности и целомудрия белого цвета совпадает с простым фольклором народа мяо.
Простая красота цветов батика отражается в узорах батика. Доминирующей и наиболее характерной чертой цветовой гаммы, используемой в батике, являются простой синий и белый цвета. Цвет индиго, используемый в батике, как правило, тёмно-синий, глубокий и содержит тёплые оттенки света. Этот синий спокоен и устойчив, а использование его в сочетании с простым белым цветом приводит к бесконечным вариациям визуального контраста глубокого синего и простого белого цветов. Красота этого глубокого синего и простого белого, синего — как чистый воздух, белого — как чистый снег. Голубой фон белых цветов, белый фон голубых цветов — два цвета совпадают, образуя красоту гармонии.
Узорный рисунок хмонгов очень похож на основу визуального дизайна. Изучение и использование батика хмонгов в современном дизайне — это необходимость для выживания и материальной жизни человека, а также потребность в эстетике. Люди используют графику как инструмент для передачи визуальной информации и рассматривают её как декоративный узор в современной жизни. Однако узор батика — это лишь поверхностное явление, его истинная суть — передача информации, а графика более выигрышна, чем слова.

 

Библиография

Ли Х. Краткое изложение об искусстве тай-дай и узорах батика // Искусство и дизайн: теоретическое издание — 2010. — № 11 — С. 39-54. 李红月. 浅谈扎染与蜡染图案艺术[J]. 艺术与设计:理论版, 2010.
Цзя Ц. Исследование китайской современной народной ремесленной культуры батика ручной работы // Издательство Университета Цинхуа — 2013. — № 9 — С. 263-272. 贾京生. 中国现代民间手工蜡染工艺文化研究. 清华大学出版社, 2013年9月版
Цуй В. Основы моделирования узоров // Китайское текстильное издательство, — 2015. — № 5 — С. 36-98. 崔唯. 图案造型基础. 中国纺织出版社, 2015年5月版
Го Х., Го Ю.Исследование эстетических характеристик батика и особенностей композиции его рисунка // Шаньдунская текстильная экономика. — 2012. — № 7(2) — С. 10-27. 郭海燕, 郭玉华. 蜡染的审美特征及其图案构成特征研究[J]. 山东纺织经济, 2012(7):2.
Сунь Б. Традиционный батик и современное искусство // Искусствоведческие исследования. — 2011. — № 2(2) — С. 66-79. 孙波. 传统蜡染与现代艺术[J]. 艺术研究. 哈尔滨师范大学艺术学报, 2011(2): 2.
Цзя Ц. Сравнительное исследование спиральных узоров в батике — на примере батика Чжэньнин Буйи и Даньчжай Байяо Мяо в Гуйчжоу // Журнал Чжэцзянского профессионально-технического колледжа текстиля и одежды. — 2010. — № 9(3):6 — С. 7-15. 贾京生.蜡染螺旋图案的比较研究——以贵州镇宁布依族与丹寨白领苗蜡染为例[J].浙江纺织服装职业技术学院学报, 2010, 9(3): 6.

Статьи выпуска