Чубаров Евгений Иосифович
(11.12.1934-05.12.2012)

Евгений Чубаров родился 11 декабря 1934 года в башкирском селе Нижнее Бобино. Он заслужил репутацию одного из самых выразительных художников ненаучного искусства второй половины XX века, умевшего сочетать глубокую философию и мощную эмоциональную пластику в живописи, графике и скульптуре.

Юность Чубарова пришлась на годы Великой Отечественной войны, но вместо фронта он освоил гравировку по металлу в ремесленном училище Златоуста, где учился с 1951 по 1954 год. После получения звания гравёра 5-го разряда он несколько лет трудился на промышленных объектах и даже служил на Балтийском флоте, прежде чем окончательно обратиться к изобразительному искусству.

В конце 1950-х годов Чубаров перебрался в Загорск, где начал работать в реставрационной мастерской Дмитрия Цаплина. Именно здесь он впервые столкнулся с монументальным началом и научился ощущать объёмные формы как носители сакральной значимости. В дереве и камне он создавал фигуры, отличавшиеся тяжёлой, почти окаменевшей массой на фоне тонко выверенных черт лица и силуэтов.

Первая заметная выставка работ Чубарова состоялась в Москве в 1963 году. Критика того времени остро реагировала на «Заводской пейзаж» и «Март», где автор сдержанным цветовым решением и напряжённой фактурой передавал индустриальную эстетику советской действительности. Параллельно с живописью он создавал серию графических композиций, в которых фигуры теснились и перекликались, словно отражая внутреннюю драму и социальное напряжение эпохи.

С началом 1970-х художник окончательно перебрался в Мытищи и остался там до конца жизни. Отказавшись от активного участия в столичных выставках, он сосредоточился на собственных поисках, постепенно выводя работу в туши и пером на новый уровень плотной, почти барочной сложности. В этих работах каждая черта несла нагрузку смысла, а композиция напоминала лабиринт человеческих отношений.

К концу 1980-х из-за артрита Чубаров прекратил заниматься скульптурой и полностью переключился на холст. Приглашение немецкой галереи «Татунц» в 1988 году открыло ему западную публику, и в Берлине он сделал решительный шаг к абстракции. В новой манере художник сочетал древние символы родной Башкирии и буддийские знаки, создавая полотна, наполненные медитативной силой и контрастными ритмами.

Мировое признание пришло вместе с поддержкой галериста Гари Татинцяна, благодаря которому работы Чубарова выставлялись рядом с полотнами западных абстракционистов-минималистов. В 1995 году он был удостоен премии фонда Джексона Поллока за вклад в развитие абстрактной живописи. Несмотря на растущую известность, художник предпочитал уединение и творил в своём доме-студии в Мытищах до последних месяцев жизни.

Произведения Чубарова хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственного Русского музея и Музея Циммерли в США, а также в частных коллекциях Европы и Америки. В 2007 году его картина «Без названия» была продана на аукционе Sotheby’s за рекордную сумму, что подтвердило продолжающийся интерес к его наследию. Первые крупные ретроспективы прошли в Государственном Русском музее в 2004 году и в Музее Остхауса в Хагене в 2016-м, давая ценителям возможность вновь оценить уникальный синтез динамизма и философии в творчестве этого мастера.

Работы в постоянной коллекции

Чубаров Евгений Иосифович (11.12.1934-05.12.2012)
Чубаров Евгений Иосифович (11.12.1934-05.12.2012)