С 1956 года участвовал в региональных и всесоюзных выставках, а в 1960 году вступил в Союз художников СССР. Переломным моментом стала республиканская выставка «Советская Россия», где Кокурин вместе с Кимом Бритовым и Владимиром Юкиным громко заявил о новой владимирской школе. Их смелая манера, чистые звонкие краски и декоративная пластика привлекли внимание художественного сообщества.
Художник добивался эффекта «чистой цветовой гармонии», превращая обыденные сюжеты в праздничные и поэтичные образы. Его язык синтезировал фольклорные мотивы, декоративность, традиции русской и французской школ с глубоко личными ассоциациями и воспоминаниями.
Кокурин сыграл ключевую роль в формировании самобытного стиля владимирской школы, альтернативного официальному советскому академизму. Его новаторство часто вызывало дискуссии и критику, но именно эти поиски придали владимирской традиции новую жизнь. Полотна Кокурина отличаются искренностью, гармонией и яркой индивидуальностью.
Владимирская живопись немыслима без Валерия Кокурина — мастера, чье искусство остается образцом преданности живописи, природе и человеку. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Владимира, Мурома и других городов, а также в частных собраниях по всему миру.