Реставратор Андрей Филиппович Митрохин (1765-1845)

Окрошидзе Лия Гурамиевна.
Искусствовед, исследователь. Исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Главный редактор Журнала об искусстве «Q».
lia@qartgallery.ru

Юренков Артём Константинович.
Референт Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ — Руководителя Аппарата Правительства РФ.
Ak.gov@yandex.ru

Андрей Филиппович Митрохин (Рис. 1) — фигура поистине удивительная. Столь значимая для искусства и реставрации в России, но столь же малоизвестная.
В связи с предстоящим празднованием 950-летия первого летописного упоминания г. Торопца, благодаря членам оргкомитета А. К. Юренкову и Д. М. Данилову, взор профессионального сообщества обратился в сторону этой выдающейся личности, и в результате в Эрмитаже прошла научная конференция, посвящённая деятельности А. Ф. Митрохина, завершившаяся торжественным открытием выставки, посвящённой реставратору.
О Торопце мы говорим неслучайно, всё дело в том, что реставратор родился в 1765 году именно в этом городе Тверской области.
Тщательное исследование биографии Андрея Митрохина позволило обнаружить обширное число ранее неизвестных фактов.
После военной службы, в 1792 году А. Ф. Митрохин назначается в ведомство Конюшенной команды [1] при Императрице Екатерине II. Вскоре он переходит в живописную команду в Эрмитаже, а в 1801 году получает должность реставратора [2] .


Примечательно, что помимо блестящей карьеры реставратора, А. Ф. Митрохин был прекрасным живописцем, о чём можно судить по единственной сохранившейся работе. В самом конце XVIII в. он пишет портрет только взошедшего на престол императора Павла I. Согласно последним данным [3] , его портрет кисти Митрохина написан не в 1797 году, а скорее в 1798 году.

В 1812 году во время войны с Наполеоном происходит одно из важнейших событий в карьере реставратора — участие в секретной эвакуации ценностей Эрмитажа. Об этом событии нет практически никаких свидетельств, но нам известно, что эвакуация длилась «с 19 сентября 1812 г. по 1 июня 1813 г.» [4] . А. Ф. Митрохин в сопровождении двух других служащих Эрмитажа по «рестораторской части» Савелия Лузина и Ивана Трифонова сопровождали и сохранили сокровища Эрмитажа от повреждения [5] .
А. Ф. Митрохин также самостоятельно занимался разработкой новых методов реставрации картин, совершенствовал уже известные европейские методики и т. д.
Он также стоял у истоков учреждения первой школы реставрации при Эрмитаже, куда определялись воспитанники Академии художеств для обучения азам технической реставрации, он «культивировал в реставрационной мастерской Эрмитажа преемственность опыта и традиций, когда знания и, главное, практические навыки передаются молодым сотрудникам „из рук в руки“, что вывело реставрацию, долгое время считавшуюся секретной и скрытой сферой деятельности, на новый уровень развития» [6] .
Свою карьеру в Эрмитаже А. Ф. Митрохин завершает уже при Николае I в 1845 году, но остаётся при этом сверх штата, об этом распорядился сам император [7] . За свою долгую жизнь и работу в Эрмитажной галереи, А. Ф. Митрохину посчастливилось трудиться при четырёх правителях — Екатерине II, Павле I, Александре I и Николае I.
Удивительным образом фигура А. Ф. Митрохина связана с великим русским поэтом А. С. Пушкиным [8] . После смерти поэта отпевали в церкви возле набережной р. Мойки на Конюшенной площади, недалеко от места, где он проживал. Согласно новым данным, именно в церкви Спаса Нерукотворного образа (Рис. 2) в 1845 году отпевали и скончавшегося 10 октября реставратора А.Ф. Митрохина [9] .
Полвека А. Ф. Митрохин отдал служению искусству реставрации картин, оставив после себя методы и технологии, которые современные реставраторы изучают и применяют до сих пор. А. Ф. Митрохин свою работу называл «ресторатурой произведений живописи» [10] , а хранитель живописи императорских собраний Франц Иванович Лабенский (непосредственный начальник А. Ф. Митрохина) отзывался о нём как об «искусном мастере ресторации картин», а также «изобретателем в России ресторации» [11] .
А. Ф. Митрохин стал свидетелем многих важнейших событий в истории России, воочию наблюдая за ними из окон своей реставрационной мастерской в театральном здании Эрмитажа и пройдя путь от простого стряпчего конюха до основателя школы реставрации.
Настоящая заметка — лишь скромная попытка отразить результаты исследования, которое шло почти целый год. Наиболее подробные факты были отражены в нескольких статьях [12], [13], [14], [15] и в докладе на конференции, посвящённой деятельности А. Ф. Митрохина, проходившей в Эрмитаже 6–7 июня 2024 г.

 

[1]Гамалов-Чураев С. А. Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин // Старые годы. —1916. — Апрель–июнь. — С. 55.
[2]Алешин А. Б. Реставрация станковой масляной живописи в России: развитие принципов и методов. — Ленинград, 1989. — С. 46.
[3]Данилов Д. М., Юренков А. К., Окрошидзе Л. Г. Портрет Павла I 1797 г. кисти Андрея Филипповича Митрохина (1765-1845) и вопрос идентификации изображенных на нем орденов // Клио. — 2024. — № 5(209). — С. 219.
[4]Гамалов-Чураев С. А. Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин // Старые годы. —1916. — Апрель–июнь. — С. 54.
[5]Архив Государственного Эрмитажа (АГЭ СПб). Ф.1. Оп. 2. Д. 16. 1814 г. О награждении служащих: камердинеров Митрохина, Андреева, губернского регистратора Лузина, письмоводителя Планата и лакея Трифонова.
[6]«Первейший в своем искусстве». Андрей Митрохин — основатель эрмитажной школы реставрации живописи: каталог выставки / И. В. Гурулева, М. В. Лапшин; Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2024. — С. 19.
[7]Гамалов-Чураев С.А. Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин // Старые годы. —1916. — Апрель–июнь. — С. 65.
[8]В 2024 году исполняется 225 лет с рождения великого русского поэта А.С. Пушкина.
[9]Окрошидзе Л. Г. Новые факты о жизни и деятельности первого русского реставратора А. Ф. Митрохина //  Вестник Московского университета. Серия 8: История. — 2023. — Т. 64, № 4. — С. 185.
[10]Архив Государственного Эрмитажа (АГЭ СПб). Ф.1 Оп. 2 Д. 5. (1842 год). О предложении реставратора Митрохина приобрести у него для Эрмитажа три картины Н. Пуссена, П. Кортона и Тициана.

Статьи выпуска