Гравюра на дереве появилась в Европе в конце XIV — начале XV века. Возникнув в текстильных мастерских
и мастерских резчиков по дереву, она стремительно начала завоёвывать художественный мир. Благодаря изобретению печатного станка такая техника дала возможность быстро
и просто тиражировать тексты и изображения.
Итальянская гравюра на дереве является интересной попыткой внедрить новую немецкую технологию на итальянскую почву. Искусство Италии традиционно следует классическому идеалу античности [1] . Его отголоском было развитие преимущественно монументальных искусств: храмовой, позднее дворцовой архитектуры, круглой скульптуры и фрески. Позиция «смотри и подчиняйся» [2] , характеризующая искусство императорского Рима, в эпоху Возрождения дополняется словом «верь». «Дешёвое» же искусство гравюры не имело таких предшественников, как искусство монументальное, зато традиция средневекового иллюминированного манускрипта активно использовалась в качестве фундамента для печатной иллюстрации.
Со второй трети XV века в Италии уже появились печатные книги. Быстрее всех гравюрой заинтересовалась Венеция, город-посредник между множеством государств. Флоренция же долго придерживалась традиции иллюминированной рукописи. Такие дорогие книги ясно показывали статус владельца и его материальное состояние. Республиканизм, с которым ассоциировалась Флоренция, переходил в плоскость тирании Медичи [3] .
Одним из проявлений тенденций олигархического характера является сохранение разделения между слоями населения посредством демонстрации состоятельности правящего класса. Под такую демонстрацию попадают правительственные заказы у художников, архитекторов
и т.д. Лоренцо Великолепный, признанный законодатель вкуса, стал патронировать эту сферу вскоре после появления
во Флоренции немецких мастерских. Бурный подъём гуманистической культуры «требовал» распространения литературы. Понимание того, что достоинство присуще не только купцам и монархам, но и людям среднего класса (пополанства) и ниже, крепло в умах флорентийцев вместе
с идеей о том, что достоинство, являющееся важнейшим качеством в человеке, формируется не по роду и заслугам предыдущих поколений. Конечно, эта идея не могла распространиться сразу на всех граждан, но она определённо формировала спрос на образование
и на печатную продукцию, который, соответственно, рождал и предложение. Книгопечатание могло обеспечить запросы среднего класса быстро и в достаточном объёме.
Следует отметить, что чета Медичи в своей политике как минимум внешне сохраняла эти идеи. Патронирование
во многом упрочивало положение семьи в городе. С одной стороны развивалась массовая культура, а с другой улучшалось положение правящих лидеров. Блестящую политику по увеличению популярности в народе отмечают и историки [4] .
Первую в Италии типографию при бенедиктинском монастыре Субиако открыли Конрад Свенхейм и Арнольд Паннарц в 1465 г. Монастыри в XV в. продолжали играть роль образовательных центров. Монахи выполняли частные заказы по переписыванию текстов религиозного содержания, дабы обеспечить дополнительный источник дохода церкви. Внедрение книгопечатания в эту среду также сделало книги доступнее среднему классу. Они носили как религиозный характер, который продолжал средневековую парадигму веры и философской мысли,
так и светский. Первый выпущенный текст «Donatus» был учебником грамматики для детей. За ним последовали издания Цицерона, Блаженного Августина и других. Желание угодить итальянскому кругу читателей прослеживается даже в шрифте изданий [5] . Немецкие печатники заменяют привычный им готический шрифт
на римские буквы. Позже этот симбиоз назовут шрифтом антиква.
Начало динамичного развития книжной ксилографии следует отнести к 1490-м гг. Активно иллюстрировались
не только произведения религиозного содержания,
но и учебники. Одним из первых был проиллюстрирован учебник математикb (De Arithmetica) Филиппо Каландри (Рис. 1). Печать учебных пособий по различным предметам
была продиктована постоянно растущим спросом на знания в гуманистической среде. Изображения людей и животных, схемы
и диаграммы помогали быстрее и точнее понять изучаемый предмет, например,
на одной из них изображён метод счёта
на пальцах, другие же страницы изобилуют математическими задачами и уравнениями. Любопытным примером средневековой математики является задача о льве, леопарде и волке (Рис. 2). В условиях сказано: «Лев съедает овцу за один час. Леопард съедает овцу за два часа. Волк съедает овцу за три часа.
За сколько времени они съедят овцу вместе». Задачи такого формата были популярны в немецком фольклоре того времени, только леопард заменялся на собаку.
Под вычислениями размещалась небольшая иллюстрация, на которой все вышеперечисленные герои поедали овцу.
Светскую литературу, романы и поэмы, также иллюстрировали и печатали. Например, «Сказка о двух влюблённых» (Рис. 3) Энея Сильвия Пикколомини (папа Пий II) была напечатана около 1495–1500 гг. во Флоренции издателем Пьеро Пачини да Пешиа.
В Венеции же в 1491 г. выходит издание «Комедии» Данте Алигьери с комментариями Кристофоро Ландино
под редактурой Пьетро да Финьо (Рис. 4).
В целом во Флоренции история типографского дела начинается в 1470-х гг. Единого мнения по поводу первого печатника нет. Это мог быть ювелир Бернардо ди Ченнини дель Фора. В 1471 или в 1472 гг. он издал комментарии Сервия к Вергилию. Печатник Ченнини поместил на первой странице книги предисловие, восхваляющее его изобретательность. Текст заканчивается фразой
«Нет ничего сложного для флорентийской выдумки». Первым мог быть и Иоанн Петри — печатник из Майнца.
С его участием было издано editio princeps («первое издание») «Филоколо» Джованни Боккаччо6. Однако данных, чтобы утвердить чьё-то первенство, недостаточно.
Первая полноценная флорентийская типография заработала при доминиканском женском монастыре Святого Якова ди Риполи во Флоренции (Рис. 5). Сохранились документы о закупке оборудования (прессы, штампы, пуансоны и т. д.) больше чем на 30 флоринов. Предприятие проработало около восьми лет[7] . Это обычный срок для типографии в эпоху раннего книгопечатания
в Италии. Причиной тому было неправильное определение покупательской способности клиентов, вследствие чего спрос не соответствовал предложению. Тем не менее издательство выпустило около 90 печатных произведений преимущественно гуманистического характера[8] . Издание античных авторов являлось отличительной чертой развития книгопечатания в Италии от других стран.
Исследователи выделяют Флоренцию и Венецию как главные школы печати в Италии конца ХV — начала ХVI в. Остальные города оставались скорее в роли подражателей. В их типографиях время от времени прослеживается преобладание то флорентийского, то венецианского влияния.
Главным признаком венецианской школы является, во-первых, архитектурное обрамление листа, причём не только первой страницы, но и пространства вокруг изображения. Своеобразные триумфальные арки состоят из флоральных мотивов, архитектурных фантазий, фигур сатиров, путто, гарпий, сценок давления винограда, канфаров, маскаронов (Рис. 6). Подобный подход мог встречаться в Северной Италии после поездки заказчиков или ксилографов в Венецию и её окрестности. Во-вторых, для венецианских гравёров характерны обладание плавной линией
и тончайшая проработка деталей. Гравюра по дереву сложна в изготовлении: при резке дерева против волокон легко ошибиться, тогда линия станет отрывистой
или широкой и менее изящной. Венецианские мастера старательно добивались ювелирной точности. Говоря
о живописи Джорджоне, искусствоведы отмечают тонкость
и изысканность линии, так что подобная аккуратность была характерна и для венецианской станковой живописи. К ХVI веку эта особенность стала неотъемлемой чертой стиля.
Использование узкой рамки, украшенной только растительный орнаментом, плетёными композициями или компоновкой геометрических фигур, — напротив, флорентийская черта. Как пример мы приводим «Сказку
о двух влюблённых» (Рис. 7, 8), о которой говорилось ранее. Издание представляет нам классическую схему распределения текста и изображения на странице, прямоугольные рамы с цветочным орнаментом
из трилистников. Однако флоральный мотив может меняться в зависимости от воли гравёра: на чёрном фоне переплетаются косицы, разнообразные бусины в виде колье, простые повторяющиеся геометрические элементы и т. п. Подобная рамка, отделяющая изображение от текста, является важным маркёром флорентийской школы.
Традиции книжной миниатюры в духе интернациональной готики во Флоренции с её гуманистической модой были рано сведены на нет. Если «архитектурная» композиция
и применятся, то только на фронтисписе. Флорентийская традиция печатной иллюстрации не была связана
с иллюминированным манускриптом, как это было
в Венеции[9] . Внимание читателя концентрируется
на прямоугольном изображении и тексте. Дополнительные украшения на странице не предусмотрены.
Вторая главная черта флорентийской печатной иллюстрации снова идёт вразрез с венецианской традицией ксилографии. Моделировка формы здесь крайне простая, анатомически верная или стремится к таковой, лишена объёма, а притенение ограничивается парой параллельных штрихов. Гравёры будто смотрят на монументальную живопись и стараются воспроизвести её принципы в меньшем масштабе.
Иллюстрация нечасто занимает целую страницу в книге,
и на разворот приходится один или два повествовательных «кадра». Для флорентийских изданий характерна примитивность в работе с формой и телесностью персонажей. Когда у мастера нет чёткого образца, становится заметна недостаточная художественная выучка, а кажущаяся простота рисунка нивелируется оригинальными композициями и трактовками сюжетов
на листе.
Итальянская печатная книга удивительно вобрала в себя культурный код в зависимости от региона производства.
На сравнении двух школ становятся явными расхождения
в идеалах и предпочтениях производителей и покупателей. Несмотря на её подчиненную роль в итальянском искусстве, она становится образчиком социально-бытового состояния эпохи.
[1]Гращенков В. Н. О принципах
и системе периодизации искусства Возрождения // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — С. 86.
[2]Сеннет Р. Плоть и камень: Тело и город в западной цивилизации / Пер. с англ. — М.: Strelka Press, 2016. — C. 121.
[3]Тельменко Е. П. «Нужны добрые формы для вашего нового правительства, чтобы никто не мог возвыситься, как сделали венецианцы…» (к вопросу
об учреждении Большого совета в савонаролианской Флоренции кон. XV в.) // Via
in tempore. [4]История. Политология. 2009. №9 (64).
URL: источник (дата обращения: 18.08.2023).
[5]Дживелегов А. К. Творцы итальянского Возрождения:
[в 2 кн.] / А. К. Дживелегов. — Москва: Терра – Книжный клуб: Республика, 1998.
[6]История литературы Италии, т. II. кн. II. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 285.
[7]Clair C. A History of European Printing. — London: Academic Press, 1976. — 548 p.
[8]Bonifati G. Dal libro manoscritto
al libro stampato: Sistemi
di mercato a Bologna e Firenze agli albori del capitalismo. — Torino, Rosenberg&Sellier, 2008. — 294 p.
[9]Шидловская Е. В. Итальянская книжная миниатюра второй половины XV века в её взаимоотношениях
с живописью и книжной графикой: дис. … канд. исск. наук: 17.00.04. — М., 1991. — С. 20.