Влад Долженков. Жизнь одного Птица

Художник Влад Долженков создает свои вселенные, которые тщательно и бережно обустраивает. Собеседники ему: мировой фольклор и, в частности: сказания Уральского региона, слышанные в родном городе художника Новотроицке Оренбургской области.

Древний фольклор создавал свою космогоническую систему, в которой превращения разных существ и сущностей мыслились звеньями единого процесса Жизни, круговращения всего и вся. В эпосах, сказках и сказаниях огромная роль отводилась Птице – существу – олицетворению, затем — вестнику богов. В народной и официальной европейской культуре пернатые воплощали аллегории Воздуха, Мудрости и Света. Именно птицы способны вознести человека к богам и в то же время стать его домашними хранителями, даря усладу пением своим в садах и парках. В христианской традиции птицы персонифицируют души и поют в райском Саду Эдем.

Для Влада настало время сделать существо по имени Птиц своим Alter ego, вписать Птица в собственный, ювелирно разработанный притчевый мир. Выставка посвящена разным историям, связанным с этим Человекоптицем. Его персона встречает нас прямо в центре зала галереи Q-ART. Птиц словно спит. То есть все виденное на стенах, окнах, все картины и рельефы мыслятся, переживаются будто грезы его сновидений, мысли о рождении, жизни, смерти, воскрешении.

Выбранный Владом образ очень древний и очень современный. Современный потому, что становится аватаром для художника, позволяя ему свободно гулять в пространстве и времени. Древний же он в силу разных исторических подробностей союза Человека и Пернатого. Птицы-гуманоиды с клювами и оперением на лице были известны прежде всего в Древнем Египте. Это боги Монту, Секер, Гор, Ра и Тот. Одним из самых ранних египетских богов был Тот с головой ибиса. Тот — Бог Знания и Письма, советчик Осириса (бога смерти и возрождения), защитник Гора. Другие боги имели в своем облике соколиные черты. Так, Монту был с головой сокола и воплощал завоевания фараона. Секер, бог плодородия, одновременно покровитель мертвых и некрополей изображался соколом, или мумией с головой сокола. Гора, бога неба, также украшала голова сокола. Ра – бог Солнца, аналогично с головой сокола, был творцом мира, олицетворением света.

Птичьи головы с длинным клювом вместо носа стали сутью и добрых, и злых волшебников. Так, например, в японской мифологии живет гоблин-леший Тэнгу. На человеческое тело посажена голова с вороньим клювом. Он имеет крылья. Вместо ног – лапы. Охраняет хтонические темы. Защищает лес, становится трикстером, пугающим в чащах людей. Страшное, возвышенное и комическое по законам фольклора сплелись в образе Тэнгу. В одной сказке крестьянину Тэнгу отдал веер, постучав по одной стороне которого можно произнести «Нос, расти, нос, расти!» и вырастить нос, как у ворона. А если постучать по другой стороне, то, в пример будущих сказок, включая «Алису в стране чудес», привычный человеческий вид вернется.

Карнавальная амбивалентность птиц-гуманоидов становится принципиальной для самосознания культуры Средневековья и нового времени. В Венеции во время чумы в масках с длинными клювами ходили «чумные доктора». Клюв имел практическую цель: в него можно было прятать лекарства и не вступать в респираторный контакт с зараженными. А символическая цель страшной маски: конечно же, отпугнуть чуму, устрашить болезнь, прогнать ее.

По моему мнению, Птиц Влада Долженкова — родственник романтическим пернатым гуманоидам вроде Халифа Аиста из сказки немецкого писателя первой трети XIX века Вильгельма Гауфа. Художник помещает Птица в разные чудесные локации, заставляет зрителя ему сострадать, восхищаться его танцами, уноситься с ним в бескрайние выси. У Гауфа халиф, превращенный в аиста, должен быть помнить одно условие: если засмеешься – забудешь волшебное слово «мутабор» и навсегда останешься с клювом и в перьях. Долженков к двуединству своего героя также относится очень ответственно. Ведь мифическое Alter ego совсем не шутка, а архетипическое сущностное знание о том, кто мы, куда мы летим.

Сергей Хачатуров,
куратор

Q-ART в мире искусства

Юлий Перевезенцев. Воображаемый дневник. Рисунок, офорт
На выставке, организованной Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с...
19.04.2025
«Контуры Победы» Экспозиция
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» открыта!   Смотрите репортаж...
09.04.2025
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» в Q-ART Gallery
КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ ДОСТУПЕН ПО → ССЫЛКЕ Q-ART Gallery представляет...
02.04.2025
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Персональная выставка Тиграна Сарапяна
  Каталог выставки доступен по ссылке: Каталог выставки Занавес...
31.01.2025
Предстоящий аукцион. Татьяна Маврина и Игорь Олейников: Премия Андерсена
СКАЧАТЬ КАТАЛОГ ПРЕДСТОЯЩЕГО АУКЦИОНА Зимняя сказка уже близко! Второй...
23.11.2024
Портрет Васи. Рецензия на документальный фильм про Василия Ситникова
Документальная киноработа Андрея Загданского «Вася», вышедшая в 2002 году...
13.11.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ АНДЕГРАУНДУ
«Зеленый свет андеграунду»: Q-ART Gallery представляет вторую часть выставочного...
23.10.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ИСТОРИЯ О БУЛЬДОЗЕРЕ
Q-ART Gallery открывает двухсерийный выставочный проект к 50-летию с...
12.09.2024