Юлий Перевезенцев. Воображаемый дневник. Рисунок, офорт

На выставке, организованной Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с галереей ГРОСart и Q-art Gallery, показаны рисунки и офорты замечательного московского графика Юлия Юльевича Перевезенцева (1938–2024) из нескольких частных собраний. Уникальность выставки состоит в том, что на ней впервые за много последних лет демонстрируются в расширенном хронологическом и тематическом объеме оригинальные и печатные образцы станковых композиций и книжных иллюстраций художника, как, например, его знаменитые отмеченные престижными международными наградами офорты к сентиментальной повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» и поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

Кураторы:
Елена Осотина, Елена Грибоносова-Гребнева

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ:
Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина
по адресу: Денежный переулок, 32/55 (проезд до станции метро «Смоленская»)
www.pushkinmuseum.ru
www.grosartgallery.ru
www.qartgallery.ru

Часы работы:
ежедневно с 10.00 до 18.00
четверг с 13.00 до 21.00
понедельник и вторник – выходные дни
Тел.: 8499241 78 99, 8905778 01 47


Выпускник в 1958 году прославленной МСХШ (Московской средней художественной школы), из которой, по справедливым словам художника Александра Юликова, «вышел почти весь цвет официального и даже неофициального советского искусства», обучавшийся затем в 1959–1962 годах в Московском государственном высшем художественно-техническом училище (на тот момент б. Строгановское), Юлий Перевезенцев уже в 1960-е годы стал полноправным представителем элитного эшелона отечественной станковой графики (ее отчетливые признаки можно, кстати, усмотреть даже в его немногочисленных книжных циклах). Концентрируясь тогда в основном на камерных натюрмортных мотивах и нередко очень миниатюрных изображениях («рыба», «яблоко», «клетка», «череп», «башня»), Перевезенцев со временем расширяет тематический и сюжетный репертуар, активно впуская в свои композиции чистое и завораживающее пространство белого листа и нередко насыщая разворачивающиеся в них условные сцены-фантасмагории напряженной универсально понятой психологической драматургией.
На протяжении следующего десятилетия его можно считать ярким выразителем новых эстетических идеалов молодых тогда художников-семидесятников с их жаждой познать глубинную природу художественного творчества, стремлением к сложной перекрестной и многослойной образной метафорике, метафизическим алогизмам и парадоксам развития пластической и сюжетной составляющей в картине, желанием основательно погрузиться в неисчерпаемую творческую кладовую мирового искусства. В это время Перевезенцев неустанно варьирует мотивы изображения мастерской, художника и модели, карнавала, лунной ночи, окна, рощи, калеки, пророка… При этом в его работах происходят странные тревожно необъяснимые и часто экспрессивные метаморфозы: женские и мужские персонажи слетают с картин и подоконников мастерской, устремляясь в разреженное небесно-воздушное, лесное или сельское пространство, и оказываются неожиданно сидящими на деревьях или стогах, пустые птичьи клетки формируют причудливые постройки и целые города, а хрупкие или, наоборот, кряжистые деревянные башни разлетаются или кренятся под напором внезапно налетевшего вихря…
Тесно связанные с жизненными почти «дневниковыми» впечатлениями мастера и его обостренным исповедальным настроением, подобные композиции, по сути, являются отстраненно философским созерцанием глубоко личностных воображаемых героев и ситуаций. Не случайно один из выдающихся знатоков искусства отечественной и зарубежной графики Ю.Я. Герчук так убедительно характеризует рисунки и офорты Перевезенцева: «Это романтические фантазии, а не объективные образы зримого мира. Даже в традиционно натурных жанрах, таких как натюрморт, художник остается верен этому эмоционально напряженному романтическому переживанию мира, не столько извлекаемому из вещей, сколько воплощающемуся, реализуемому в них». (Герчук Ю. Юлий Перевезенцев // Советская графика’77. М., 1979. С. 84.) Хотя сам Перевезенцев, по свидетельству его многолетнего друга – художника Александра Рюмина, пытался систематизировать последовательное развитие тем и образов своей графики, утверждая, что в 1970–1980 у него преобладали «романтические, фигуративные офорты, рисунки, литографии», в 1980–1990 – «фантастические архитектурные конструкции, офорты, рисунки, литографии, акварели», в 1990–2000 – «нефигуративные работы, цветная графика», а в 2000-е – «спиралеобразные графические конструкции», но на самом деле искусство Юлия Перевезенцева отличается удивительной цельностью, неизменной взаимопроницаемостью и вариативной повторяемостью сюжетов и мотивов, насыщенных атмосферой тотального экзистенциального одиночества. Не случайно один из его любимых поэтов-символистов Рильке, вдохновивший целый ряд графических серий мастера, оставил нам такие абсолютно конгениальные искусству московского художника строки: «Деревья складками коры / Мне говорят об ураганах, / И я их сообщений странных / Не в силах слышать средь нежданных / Невзгод, в скитаньях постоянных, / Один, без друга и сестры. // Сквозь рощу рвется непогода, / Свозь изгороди и дома, / И вновь без возраста природа. / И дни, и вещи обихода, / И даль пространств – как стих псалма».
Наподобие того, как сложно проследить эволюционную тенденцию творчества Перевезенцева, весьма непросто найти ему строго определенное место в том закономерно и, в общем, обоснованно предложенном искусствоведом Г.В. Ельшевской разделении внушительного корпуса российских графиков 1970–1980-х годов на «пластиков» и «метафористов». (Ельшевская Г. Новый альбом графики. М., 1991. С. 5.) Придавая большую роль подчас эфемерно проложенной, но по-своему все равно тонально внятной штриховой или очерковой линии графитного/тушевого рисунка или офортной иглы, он упорно склонен создавать метафорически искрометные графические «миражи» как одну из своих устойчивых образных мифологем, часто фигурирующих в названии работ. А еще Юлий Перевезенцев занимает неизменно прочную позицию в той рафинированной прослойке графиков – «тонкачей», к которой можно смело причислить Николая Попова, Юрия Ващенко, Виктора Апухтина, отчасти Бориса Кочейшвили, Дмитрия Лиона и других, отстаивающих в своем творчестве самые высокие стандарты русского искусства. Причем искусства, занимающего подвижную неоднозначную нишу между официальным соцреализмом и порой провокационно экспериментальным полем советского андеграунда, которое умудряется интеллигентно и ненавязчиво, но, впрочем, решительно дистанцироваться от обоих названных феноменов.

Елена Грибоносова-Гребнева

 

Q-ART в мире искусства

Юлий Перевезенцев. Воображаемый дневник. Рисунок, офорт
На выставке, организованной Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с...
19.04.2025
«Контуры Победы» Экспозиция
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» открыта!   Смотрите репортаж...
09.04.2025
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» в Q-ART Gallery
КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ ДОСТУПЕН ПО → ССЫЛКЕ Q-ART Gallery представляет...
02.04.2025
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Персональная выставка Тиграна Сарапяна
  Каталог выставки доступен по ссылке: Каталог выставки Занавес...
31.01.2025
Предстоящий аукцион. Татьяна Маврина и Игорь Олейников: Премия Андерсена
СКАЧАТЬ КАТАЛОГ ПРЕДСТОЯЩЕГО АУКЦИОНА Зимняя сказка уже близко! Второй...
23.11.2024
Портрет Васи. Рецензия на документальный фильм про Василия Ситникова
Документальная киноработа Андрея Загданского «Вася», вышедшая в 2002 году...
13.11.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ АНДЕГРАУНДУ
«Зеленый свет андеграунду»: Q-ART Gallery представляет вторую часть выставочного...
23.10.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ИСТОРИЯ О БУЛЬДОЗЕРЕ
Q-ART Gallery открывает двухсерийный выставочный проект к 50-летию с...
12.09.2024