Сотрудники Национальной галереи в Вашингтоне провели исследования шести работ из коллекции музея, связанных с именем мастера. Проект был направлен на изучение особенностей его техники живописи. Как говорят они сами, «на то, чтобы понять, что делает Вермеера Вермеером».
В результате выяснились интересные подробности. В частности, «Девушка с флейтой» оказалась написанной “вывернутым наизнанку” методом великого мастера. Вермеер начинал работу достаточно грубо перетёртой краской, но в верхних слоях использовал пигменты очень тонкого помола, что позволяло достичь идеально гладкой поверхности живописного слоя и тонких переходов цвета. Автор “Девушки с флейтой” по необъяснимой причине сделал всё наоборот и использовал в финальных слоях плохо растёртый пигмент, что придало поверхности шероховатость, а живопись лишило изящества.
Эти особенности в совокупности с менее виртуозной манерой исполнения и подтвердившейся датировкой (1669–1675 годы) позволили исследователям с уверенностью утверждать, что работа выполнена художником круга Вермеера, знакомым с его методами и приёмами письма, но сам мастер не имеет к ней отношения.
В пользу этой теории говорит и типичная для Вермеера внешность модели, и композиция. Вероятнее всего, автор «Девушки с флейтой» — ученик или нанятый ассистент, хотя Марджори Вейсмаен, глава отдела североевропейской живописи, придерживается мнения, что это мог быть кто-то из членов семьи художника. Если так, это почти наверняка его старшая дочь Мария, которой было от 15 до 21 в период, когда могла быть создана картина.
Результаты исследований имеют ещё одно интересное заключение. Развенчан очередной романтический миф о гении-одиночке, в тишине мастерской кропотливо созидающем свой собственный мир, состоящий всего лишь из 30 с небольшим работ.
Теперь очевидно, что по крайней мере в последние годы его жизни в Делфте у Вермеера была мастерская или помощники. И, вероятнее всего, работ было больше, иначе зачем организовывать мастерскую.
Подробнее о проекте и других его результатах можно почитать на сайте музея.
Автор: София Боровикова