Каталог к предаукционной выставке АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. НАГОТА

За пределами её силуэта
Земля и небо дряхлели

Поль Элюар «Сборщица жасмина», III

За пределами узнаваемого соцреалистического мира Александра Дейнеки с отрадными крымскими пейзажами, парящими самолетами в небесах и стройными рядами шагающих физкультурников таится мир сугубо индивидуальный, можно сказать, изнаночный, умещающийся в пределах рабочего стола. Заглянуть туда – значит оказаться в лаборатории, где вместо той самой привычно-безмятежной живописной реальности вы неожиданно для себя обнаруживаете редчайшие свидетельства мощного и плодотворного поиска красоты и её воплощение на бумаге. Как в стихотворении Элюара, всё прочее, словно по воле чувственного импульса, на время отодвигается, рассеивается, вытесняется – и вдруг появляются силуэты обнаженных натурщиц в сакральном пространстве рисовальщика-исследователя-наблюдателя-фантазёра.

Кто видел их – обнажённых пластичных спортсменок, иностранок, безымянных изящных моделей и музу с узнаваемым профилем, многократно и с огромной любовью изображённых на бумаге главным «романтиком соцреализма»? До сегодняшнего дня у них не было зрителя. Впервые они обретают возможность выйти из тени на новой выставке в Q-ART Gallery, где буквально воссоздается скрытая от посторонних глаз лаборатория Александра Дейнеки вместе с родившимися в её недрах героинями. Уникальная экспозиция призвана в точности воспроизвести то самое сакральное пространство, умещающееся на поверхности старого письменного стола, оставшееся нетронутым после смерти художника и со временем превратившееся в часть бесценного семейного архива.

На выставке мы показываем сорок четыре ранее не экспонировавшихся листа из архива и раскрываем самую таинственную линию в творчестве Александра Дейнеки, неизвестную широкой аудитории в течение полувека. Рисунки художника в жанре «ню» стали, пожалуй, наиболее значимой частью семейного собрания (его сохранила вдова художника – Елена Волкова-Дейнека), включающего в себя около полутора тысяч графических работ – штудий, эскизов, набросков, путевых зарисовок, блокнотов и целых альбомов. Сейчас произведения из этого собрания уже введены в научный оборот и представляют большой интерес для историков искусства.

И напоследок добавим, что новую сторону Дейнеки – его чувственное искусство на бумаге, в основе которого лежат любование красотой и пластическим совершенством человеческого тела, пристальное внимание к ракурсу и силуэту, безупречная передача движения, виртуозная импровизация и мягкий эротизм – мы в буквальном смысле открываем  ровно в день 125-летия художника.

Ольга Марченко,
искусствовед

Q-ART в мире искусства

Юлий Перевезенцев. Воображаемый дневник. Рисунок, офорт
На выставке, организованной Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с...
19.04.2025
«Контуры Победы» Экспозиция
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» открыта!   Смотрите репортаж...
09.04.2025
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» в Q-ART Gallery
КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ ДОСТУПЕН ПО → ССЫЛКЕ Q-ART Gallery представляет...
02.04.2025
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Персональная выставка Тиграна Сарапяна
  Каталог выставки доступен по ссылке: Каталог выставки Занавес...
31.01.2025
Предстоящий аукцион. Татьяна Маврина и Игорь Олейников: Премия Андерсена
СКАЧАТЬ КАТАЛОГ ПРЕДСТОЯЩЕГО АУКЦИОНА Зимняя сказка уже близко! Второй...
23.11.2024
Портрет Васи. Рецензия на документальный фильм про Василия Ситникова
Документальная киноработа Андрея Загданского «Вася», вышедшая в 2002 году...
13.11.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ АНДЕГРАУНДУ
«Зеленый свет андеграунду»: Q-ART Gallery представляет вторую часть выставочного...
23.10.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ИСТОРИЯ О БУЛЬДОЗЕРЕ
Q-ART Gallery открывает двухсерийный выставочный проект к 50-летию с...
12.09.2024