Валерий Чтак: «Я делаю вторичное неплохое искусство»

На прошедшей ярмарке Cosmoscow художником года был выбран Валерий Чтак. Мы решили, что это хороший повод поговорить с ним о его искусстве и не только.

 

  • Расскажите о Ваших впечатлениях от ярмарки?

В целом всё прошло отлично. Там были работы, которые мне понравились, но все эти бесконечные толпы людей — я, к сожалению, ничего не воспринимаю из-за этого.

  • Часто приходится слышать, что современным искусство делает обращение к актуальным социальным проблемам. Согласны?

Это просто чепуха. Актуальные проблемы актуальны сейчас, а потом они таковыми не будут. Я очень люблю, показывая свои картинки, спрашивать о том, когда это было сделано. Они могли быть созданы в 2009-м, или в 2018-м, или в 1992-м, но по произведениям это вообще не всегда понятно. Делать такие работы мне гораздо интереснее. Как пел Виктор Робертович Цой: “И пускай фонари светят ярче далеких звезд — фонари все погаснут, а звезды будут светить”.

  • Сейчас на Винзаводе выставка Вашего учителя Авдея Тер-Огоньяна «Самая плохая выставка на свете». В кураторском тексте он пишет: «Современное „плохое“ искусство делают хорошие художники…». Считаете ли Вы свои работы «хорошим плохим искусством»?

Я ещё не ходил на эту выставку. Говоря о своём творчестве, я называю его — неплохое вторичное искусство — вот чем я занимаюсь. Это не плохо? Конечно, нет. Это вторично? В общем и целом — да. Получается, что можно найти какие-то аналоги.
Мне интересны работы Авдея и выставки сами по себе, но я не стал бы свое творчество анализировать его методами.

  • Вы начинали с участия в акциях Авдея Тер-Оганьяна. Сейчас вы работаете каждый в своем стиле и в своей логике. Когда произошел переломный момент?

На самом деле мне акции и перформансы всегда были немного дискомфортны. Я всегда прятался у себя в каморке, рисовал и потом где-то показывал, и смотрел неузнанный на реакцию людей. Мне кажется, это более интересно, чем какие-то акции.
Я очень сильно разочаровался во всей этой левацкой активности. Давно, а особенно после появления ребенка. Я участвовал во всем этом по инерции до 2008 года, но я давным-давно перестал быть левым.
Для себя я нашел удобную политическую систему, называется постлевый анархизм, с большим упором на индивидуализм, на капитализм и так далее. Это меня интересует гораздо больше, чем то, что было раньше. Странно, что некоторые люди не повзрослели, и для них вся эта чепуха является актуальной, это удивительно.

  • Вы называете свои работы ремеслом. Насколько важны ремесленные аспекты в традиционном смысле этого слова? Или имеется в виду ремесло создания интересного визуала, и технические моменты не важны?

Эскизов я не делаю никогда. Под ремеслом я подразумеваю то, что делается руками, когда ты понимаешь как механически устроены какие-то вещи. Ремесло в смысле DIY(от англ. Do it yourself), то есть сделай качественно и хорошо своими руками, — я за такое ремесло. Берешь, учишься сверлить, научился — сверлишь.
Про теорию визуального восприятия я ничего не знаю и не знаком ни с кем. Я ничего этого не видел, не понимаю и не читал, — все делаю интуитивно.

  • Важно ли «ручное производство»? Придумать идею и поручить исполнение другим людям или нейросети — не Ваш метод?

В последнее время из-за проблем со здоровьем мне приходится прибегать к большому количеству помощников, но я стараюсь, чтобы эти люди работали со мной, а не на меня. И я, конечно же, продолжаю сам делать работы руками.
Нейросеть для меня — какая-то чепуха, в которой я ничего не понимаю. Мне кажется, что я не подхожу для всего этого.

  • Как происходит создание работы?

Как создаются работы — сказать сложно. Иногда бывает нужно сделать шесть картин, и ты их делаешь. Никаких референсов, никаких подходящих цитат при этом я не ищу. Я не знаю, откуда взялся этот странный миф, что я что-то цитирую. Может, я процитировал что-то всего лишь два-три раза! В основном никаких цитат нет, это я говорю! Тем не менее по интернету гуляет текст о том, что я и то и другое цитирую. Я его прочитал и не понимаю, почему люди думают, что я что-то цитирую, ведь я это придумал.

  • В одном из интервью Вы упоминали, что Ваш отец был хорошим графиком.

Мой отец не был профессиональным художником, но мог бы сделать прекрасную карьеру книжного графика или же художника-станковиста. Он очень был талантливым, но это все, к сожалению, утратилось из-за пагубных привычек.
Отец талантливо создавал зарисовки к заметкам и запискам. Он рисовал в них портреты всех членов семьи, и собаку, и кошку, и как-то он очень очаровательно это делал и очень похоже.

  • Теперь понятно, откуда у Вас интерес к сочетанию текста и изображения.

У меня очень много влияний. Допустим, такая тотальная слоистость — это очень характерно для моей бабушки, Елены Радкевич, которая жива до сих пор и является художником в студии Белютина. Ее работы полу-абстракционистские и авангардистские. И у нее всегда всё как-то накладывалось друг на друга, причём даже не в картинах, а в быту — всегда масса каких-то слоев, куча всего, одно на другое наложено, но все очень со вкусом и красиво сделано.

  • С такой бабушкой действительно нет смысла читать теоретические труды по композиции, все в процессе общения узнаешь!

Не стоит переоценивать степень ее влияния на мое творчество. Оно, безусловно, есть, но все же не всеохватное. Её быт оказал больше влияния, возможно также я от нее унаследовал композиционное чутье.

В квартире Елены Радкевич — бабушки художника.

 

Автор: София Боровикова

Q-ART в мире искусства

Юлий Перевезенцев. Воображаемый дневник. Рисунок, офорт
На выставке, организованной Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с...
19.04.2025
«Контуры Победы» Экспозиция
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» открыта!   Смотрите репортаж...
09.04.2025
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» в Q-ART Gallery
КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ ДОСТУПЕН ПО → ССЫЛКЕ Q-ART Gallery представляет...
02.04.2025
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Персональная выставка Тиграна Сарапяна
  Каталог выставки доступен по ссылке: Каталог выставки Занавес...
31.01.2025
Предстоящий аукцион. Татьяна Маврина и Игорь Олейников: Премия Андерсена
СКАЧАТЬ КАТАЛОГ ПРЕДСТОЯЩЕГО АУКЦИОНА Зимняя сказка уже близко! Второй...
23.11.2024
Портрет Васи. Рецензия на документальный фильм про Василия Ситникова
Документальная киноработа Андрея Загданского «Вася», вышедшая в 2002 году...
13.11.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ АНДЕГРАУНДУ
«Зеленый свет андеграунду»: Q-ART Gallery представляет вторую часть выставочного...
23.10.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ИСТОРИЯ О БУЛЬДОЗЕРЕ
Q-ART Gallery открывает двухсерийный выставочный проект к 50-летию с...
12.09.2024