За пределами её силуэта
Земля и небо дряхлели
Поль Элюар «Сборщица жасмина», III
За пределами узнаваемого соцреалистического мира Александра Дейнеки с отрадными крымскими пейзажами, парящими самолетами в небесах и стройными рядами шагающих физкультурников таится мир сугубо индивидуальный, можно сказать, изнаночный, умещающийся в пределах рабочего стола. Заглянуть туда – значит оказаться в лаборатории, где вместо той самой привычно-безмятежной живописной реальности вы неожиданно для себя обнаруживаете редчайшие свидетельства мощного и плодотворного поиска красоты и её воплощение на бумаге. Как в стихотворении Элюара, всё прочее, словно по воле чувственного импульса, на время отодвигается, рассеивается, вытесняется – и вдруг появляются силуэты обнаженных натурщиц в сакральном пространстве рисовальщика-исследователя-наблюдателя-фантазёра.
Кто видел их – обнажённых пластичных спортсменок, иностранок, безымянных изящных моделей и музу с узнаваемым профилем, многократно и с огромной любовью изображённых на бумаге главным «романтиком соцреализма»? До сегодняшнего дня у них не было зрителя. Впервые они обретают возможность выйти из тени на новой выставке в Q-ART Gallery, где буквально воссоздается скрытая от посторонних глаз лаборатория Александра Дейнеки вместе с родившимися в её недрах героинями. Уникальная экспозиция призвана в точности воспроизвести то самое сакральное пространство, умещающееся на поверхности старого письменного стола, оставшееся нетронутым после смерти художника и со временем превратившееся в часть бесценного семейного архива.
На выставке мы показываем сорок четыре ранее не экспонировавшихся листа из архива и раскрываем самую таинственную линию в творчестве Александра Дейнеки, неизвестную широкой аудитории в течение полувека. Рисунки художника в жанре «ню» стали, пожалуй, наиболее значимой частью семейного собрания (его сохранила вдова художника – Елена Волкова-Дейнека), включающего в себя около полутора тысяч графических работ – штудий, эскизов, набросков, путевых зарисовок, блокнотов и целых альбомов. Сейчас произведения из этого собрания уже введены в научный оборот и представляют большой интерес для историков искусства.
И напоследок добавим, что новую сторону Дейнеки – его чувственное искусство на бумаге, в основе которого лежат любование красотой и пластическим совершенством человеческого тела, пристальное внимание к ракурсу и силуэту, безупречная передача движения, виртуозная импровизация и мягкий эротизм – мы в буквальном смысле открываем ровно в день 125-летия художника.
Ольга Марченко,
искусствовед