Способность чувствовать цветом уникальна и является, вероятно, своего рода разновидностью синестезии – феномена тонкого и даже поэтического свойства. Таинственную сущность синестетического мировосприятия с благоговейным восхищением констатирует в автобиографии Владимир Набоков, пожалуй, самый знаменитый синестетик в мире искусства: «Ни в среде, ни в наследственности не могу нащупать тайный прибор, оттиснувший в начале моей жизни тот неповторимый водяной знак, который сам различаю только подняв её <индивидуальную тайну> на свет искусства». Подобно Набокову, в пору детства открывшему особый дар распознавать «внутреннюю» окраску букв и слов во время игр с кубиками, героиня выставки Анастасия Даниленко распознает «внутренние» цвета эмоций и чувств, из которых складывается результат её собственного синестетического опыта.
Отражение этого опыта и представлено на выставке – в дюжине новых портретов, которые экспонируются впервые. Герои портретов Анастасии Даниленко преимущественно безлики, угадываются лишь призрачные черты вроде обещания притягательной, но всегда недоступной тайны. За опущенными веками можно увидеть гораздо больше, чем в распахнутых и глядящих прямо на зрителя глазах. Продиктованная стремлением к упрощению атрофированность обязательных для традиционного портрета черт, нисколько не нарушая естественного баланса, становится явной необходимостью в отстраненно-обобщенных образах, в принципе лишенных любых ярко-выраженных деталей. При этом каждый образ абсолютно индивидуален и связан с определенной историей, которая раскрывается по-разному для тех, кто вступает в безмолвный диалог с изображенным образом. Однако диалог может быть нарушен появлением не менее загадочного черного образа – таинственного фантома, истоки которого коренятся в древних сказаниях, тем не менее исключающих мрачную аналогию с мертвой душой. Напротив, художница трактует фантом как позитивное внутреннее начало и неотъемлемую часть человеческой сущности, постулируя идею о том, что подобный фантом «живет» внутри каждого из нас, в том числе и в ней самой.
Простая формула «заглянуть внутрь себя, чтобы удивиться» становится основополагающей для Анастасии Даниленко. Она применима для портретов в целом и автопортретов из серии «Муза» в частности. Главным источником вдохновения неизменно остается собственный неуловимый образ в многократно воспроизведенных цветовых комбинациях, постоянно подпитываемый идеей беспрерывного возвращения. Этот образ помещен в контекст собственного искусства, полного динамизма и буйства красок, отличающегося строгой выверенностью и неизменной красотой композиции. Цвет, с дразнящей ясностью и дерзостью выступающий из темноты фона, является такой же острой необходимостью, как органы чувств для человека с его жадным стремлением постигнуть не только видимое, но и скрытое.ъ
Ольга Марченко,
куратор