Новая «пара» в Tate Modern: Клинт и Мондриан объединились на выставке «Формы жизни»

До конца лета лондонская галерея Tate Modern приглашает зрителей стать свидетелями «диалога» двух влиятельных абстракционистов на выставке «Хильма аф Клинт и Пит Мондриан: Формы жизни»

Проект Tate соединяет имена двух европейских художников конца 19 — первой половины 20 века, которые в реальности никогда не встречались и едва ли где-нибудь имели возможность увидеть работы друг друга. Подход, основанный на диалоге, в кураторской среде уже давно пользуется популярностью, однако нередко подвергается критике, поскольку должным образом раскрыть природу сближений двух творческих начал, какими бы родственными они ни были, не так легко, как могло бы показаться. Само собой, галерея с таким громким именем и безупречной репутацией, как Tate, может позволить себе без страха предлагать новые «пары» для сближений, вовлекая зрителя в интересную игру — поиск неявных параллелей и новых смыслов.

Прежде, чем отпустить зрителя на вольные поиски, Tate предлагает базовый набор исходных данных, от которого и следует отталкиваться при знакомстве с абстрактными работами Клинт и Мондриана. Сближения обнаруживаются при обращении к биографическому материалу, а дальше все более полно раскрываются в точках пересечения творческих устремлений обоих художников –  практически идентичное становление на базе классического академического образования, интерес к пейзажной живописи и, конечно, увлечение передовыми идеями современной науки, вылившееся в поиски современных способов осмысления природы и манифестации нового способа самовыражения.

Grupp IV, nr 2. De tio största,
Barnaåldern, 1907
Tempera på papper uppfodrad
på duk
315 × 234 cm
HAK103
© Stiftelsen Hilma af Klints Verk

Если имя голландского «классика» абстрактного искусства и представленные на выставке хрестоматийные геометрические композиции 1920-х годов не нуждаются в отдельном представлении, будучи широко признанными во всем мире, то живопись шведской художницы Хильмы аф Клинт для многих действительно может стать ярким открытием. Собственно, стремление презентовать широкой публике новое имя, вероятно, и находится в фокусе Tate, выводящей Клинт на первый план уже в самом названии выставки. Тем не менее, Клинт уже успела занять прочные позиции в европейском модернистском искусстве как одна из первых в плеяде модернистов, заинтересовавшихся абстракцией как таковой. Тут уместно сразу упомянуть о том, что Tate в принципе предлагает по-новому посмотреть на отправную точку абстрактного искусства и выдвигает смелую гипотезу – звание пионера абстрактной живописи, которое мы привыкли ассоциировать с Василием Кандинским, может быть отдано Хильме аф Клинт. Таким образом, шведская художница встает в один ряд с другими кандидатами, которых также нередко причисляют к «первым из первых» в ряду абстракционистов – Мондрианом, Делоне или Купкой. Отбросив актуальный и на сегодняшний день вопрос о конкуренции за первенство, констатируем, что Клинт, будучи ярой почитательницей спиритуализма и популярных в пору ее юности теософских учений Елены Блаватской, начала создавать оригинальные работы, погружаясь в миры бессознательного. Еще до знаменитой акварели Кандинского она пишет в 1907 году серию абстрактных работ, которую называет «Первобытным хаосом». Впоследствии Клинт заявит о себе как «художница будущего», стремящаяся запечатлеть

Compositie met rood, zwart, geel, blauw en grijs / Piet Mondriaan ( 1921 — ) , , hoogte , aankoop
olieverf, doek, geschilderd (penseel)
0333163 , 273, 20-55, SCH-1955-0022, B115

свидетельства невидимых для глаза человека миров в нескольких сотнях абстрактных произведений.

Среди наиболее интересных работ Клинт на выставке –  серия «Десять самых важных» 1907 года, которую увлеченная оккультизмом художница создавала в рамках масштабного проекта «Храм» (The Paintings for the Temple), на который ее сподвиг некий внешний источник-вдохновитель, воплотившийся в виде высшего духовного существа. Серия трехметровых полотен, где художница изображает полный жизненный цикл человека, станет одной из важнейших вех в творческом пути Клинт, который так же справедливо было бы называть «мистическим». Все это вполне созвучно мондриановскому пристрастию к теософии и иным спиритуалистическим практиками, что кстати вовсе не редкость для художников-абстракционистов первой половины прошлого столетия. Абстракции Мондриана, собранные на выставке, рождаются, как и у Клинт, из причудливых метаморфоз на почве замысловатых сплетений эзотерического и научного начал и, в конечном счете, демонстрируют укладывающуюся в стройную формальную систему тонкую трактовку природы на метафизическом, философском уровне. Одновременно, но независимо друг от друга, Мондриан и Клинт взаимодействуют с абстрактными и фигуративными элементами, открывая новые вариации осмысления искусства и мира вокруг. Они создают особые формы, через которые стремятся выразить труднообъяснимые хрупкие связи, незримо существующие между теми или иными вещами.

Так что же зритель извлечет из «диалога» Клинт и Мондриана, нарочно спровоцированного Tate Modern, помимо того, что оба художника определенно говорят на одном языке и, исключая всякое буквальное взаимодействие, вторят друг другу без слов на уровне столь близкого вчувствования и поиска общих путеводных нитей? Должно быть, во время почти что психоделического путешествия по лабиринту идей Клинт и Мондриана нам не останется ничего другого, кроме как прийти к мысли о незыблемой взаимосвязи искусства со всеми формами жизни – реальной средой, социумом, духовностью, человечеством и каждым из нас, в частности.

 

Автор: Ольга Марченко

Q-ART в мире искусства

Предстоящий аукцион. Татьяна Маврина и Игорь Олейников: Премия Андерсена
СКАЧАТЬ КАТАЛОГ ПРЕДСТОЯЩЕГО АУКЦИОНА Зимняя сказка уже близко! Второй...
23.11.2024
Портрет Васи. Рецензия на документальный фильм про Василия Ситникова
Документальная киноработа Андрея Загданского «Вася», вышедшая в 2002 году...
13.11.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ АНДЕГРАУНДУ
«Зеленый свет андеграунду»: Q-ART Gallery представляет вторую часть выставочного...
23.10.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ИСТОРИЯ О БУЛЬДОЗЕРЕ
Q-ART Gallery открывает двухсерийный выставочный проект к 50-летию с...
12.09.2024
Серьезное искусство. Русские наивные художники ХХ–XXI века
Выставка проходит по адресу: ул. Пречистенка, 30/2, галерейный центр...
21.08.2024
Влад Долженков. Жизнь одного Птица
Художник Влад Долженков создает свои вселенные, которые тщательно и...
14.08.2024
Q-ART Gallery принимает участие в ярмарке современного искусства Third Place Art Fair 2024 SUMMER EDITION
Мы принимаем участие в летнем выпуске ярмарки современного искусства...
31.05.2024
Каталог к предаукционной выставке АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. НАГОТА
За пределами её силуэта Земля и небо дряхлели Поль...
20.05.2024