На первый взгляд, разнородные «элементы», сродни игральным картам-перевертышам, хаотично рассыпаются из воображаемой колоды, ловко перетасовываются рукой художника, чтобы затем гармонично объединиться в вереницах причудливых метафорических изображений-высказываний о жизни, любви и смерти – бесконечном круговороте перевоплощений, берущем начало в глубокой древности и, вероятно, приговоренному временем на вечное существование. Однако идея круговорота перевоплощений обретает необычное звучание – место древних сестер Мойр, плетущих нить судьбы и предопределяющих всеобщий исход, занимает юная Кассандра, любимая героиня художника, наделенная божественным даром прорицания, который по воле обиженного Аполлона оказывается бессмысленным в противостоянии с «глухотой» мира. Именно устами вещей Кассандры художник ведет диалог со зрителем, благодаря чему нарратив метаморфозах получает новые коннотации. Подобно тому, как в хрупких руках Кассандры троянский конь превращается в детскую игрушку, застывшая на ее устах истина – в плод воображения или видение, имеющее лишь призрачную связь с действительностью.
Странными сомнамбулическими видениями, смутными намеками и туманными грезами о несбывшейся любви и тайных желаниях полон и Райский Сад. Его недра, утопающие в ветвях гранатовых деревьев, виноградных лозах и зарослях колючего терновника, населяют эфемерные нимфы, птицы, звери и насекомые, сотканные из переплетений фантазии и горечи истины. Игра воображения в этом сакральном пространстве в конечном итоге оказывается ценнее, чем поиск ответов на тревожащие ум вопросы о жизни и смерти.
Мысли о бренном уносят прочь на белых крыльях сонмы ангелов, чьи проницательные и задумчивые лица напоминают архаичные маски. За пределами же небесного Сада раскинулся театральный помост, где паяцы разыгрывают комедии и трагедии, скрыв лица масками, облачившись в домино озорного Арлекина или одеяние печального Пьеро. За театральной бутафорией остается смутно-тревожащее, что может вдруг обнажиться в тени кулис – изможденность бесконечной чередой метаморфоз. Таинственные силки игры едва ли позволят, минуя все пережитые ипостаси, вернуться к «настоящему», хотя и предполагают неоднократное преодоление рубежа, где случается полное обнуление-перерождение, несбыточное за пределами художественного вымысла. Желание обладать подобным свойством наяву являет фантазия художника, преумножая многоликость, гарантируя вечное существование метаморфоз и, в конечном счете, самого искусства.
Ольга Марченко,
куратор
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Персональная выставка Тиграна Сарапяна
Где: Q-ART Gallery, ул. Нижняя Сыромятническая, 10/7B, 2 этаж, 204, график работы: вт-сб 12:00-20:00
Когда: 07 февраля — 06 марта
Возрастное ограничение: 12+
Вход свободный