Влад Долженков. Жизнь одного Птица

Художник Влад Долженков создает свои вселенные, которые тщательно и бережно обустраивает. Собеседники ему: мировой фольклор и, в частности: сказания Уральского региона, слышанные в родном городе художника Новотроицке Оренбургской области.

Древний фольклор создавал свою космогоническую систему, в которой превращения разных существ и сущностей мыслились звеньями единого процесса Жизни, круговращения всего и вся. В эпосах, сказках и сказаниях огромная роль отводилась Птице – существу – олицетворению, затем — вестнику богов. В народной и официальной европейской культуре пернатые воплощали аллегории Воздуха, Мудрости и Света. Именно птицы способны вознести человека к богам и в то же время стать его домашними хранителями, даря усладу пением своим в садах и парках. В христианской традиции птицы персонифицируют души и поют в райском Саду Эдем.

Для Влада настало время сделать существо по имени Птиц своим Alter ego, вписать Птица в собственный, ювелирно разработанный притчевый мир. Выставка посвящена разным историям, связанным с этим Человекоптицем. Его персона встречает нас прямо в центре зала галереи Q-ART. Птиц словно спит. То есть все виденное на стенах, окнах, все картины и рельефы мыслятся, переживаются будто грезы его сновидений, мысли о рождении, жизни, смерти, воскрешении.

Выбранный Владом образ очень древний и очень современный. Современный потому, что становится аватаром для художника, позволяя ему свободно гулять в пространстве и времени. Древний же он в силу разных исторических подробностей союза Человека и Пернатого. Птицы-гуманоиды с клювами и оперением на лице были известны прежде всего в Древнем Египте. Это боги Монту, Секер, Гор, Ра и Тот. Одним из самых ранних египетских богов был Тот с головой ибиса. Тот — Бог Знания и Письма, советчик Осириса (бога смерти и возрождения), защитник Гора. Другие боги имели в своем облике соколиные черты. Так, Монту был с головой сокола и воплощал завоевания фараона. Секер, бог плодородия, одновременно покровитель мертвых и некрополей изображался соколом, или мумией с головой сокола. Гора, бога неба, также украшала голова сокола. Ра – бог Солнца, аналогично с головой сокола, был творцом мира, олицетворением света.

Птичьи головы с длинным клювом вместо носа стали сутью и добрых, и злых волшебников. Так, например, в японской мифологии живет гоблин-леший Тэнгу. На человеческое тело посажена голова с вороньим клювом. Он имеет крылья. Вместо ног – лапы. Охраняет хтонические темы. Защищает лес, становится трикстером, пугающим в чащах людей. Страшное, возвышенное и комическое по законам фольклора сплелись в образе Тэнгу. В одной сказке крестьянину Тэнгу отдал веер, постучав по одной стороне которого можно произнести «Нос, расти, нос, расти!» и вырастить нос, как у ворона. А если постучать по другой стороне, то, в пример будущих сказок, включая «Алису в стране чудес», привычный человеческий вид вернется.

Карнавальная амбивалентность птиц-гуманоидов становится принципиальной для самосознания культуры Средневековья и нового времени. В Венеции во время чумы в масках с длинными клювами ходили «чумные доктора». Клюв имел практическую цель: в него можно было прятать лекарства и не вступать в респираторный контакт с зараженными. А символическая цель страшной маски: конечно же, отпугнуть чуму, устрашить болезнь, прогнать ее.

По моему мнению, Птиц Влада Долженкова — родственник романтическим пернатым гуманоидам вроде Халифа Аиста из сказки немецкого писателя первой трети XIX века Вильгельма Гауфа. Художник помещает Птица в разные чудесные локации, заставляет зрителя ему сострадать, восхищаться его танцами, уноситься с ним в бескрайние выси. У Гауфа халиф, превращенный в аиста, должен быть помнить одно условие: если засмеешься – забудешь волшебное слово «мутабор» и навсегда останешься с клювом и в перьях. Долженков к двуединству своего героя также относится очень ответственно. Ведь мифическое Alter ego совсем не шутка, а архетипическое сущностное знание о том, кто мы, куда мы летим.

Сергей Хачатуров,
куратор

Q-ART в мире искусства

Предстоящий аукцион. Татьяна Маврина и Игорь Олейников: Премия Андерсена
СКАЧАТЬ КАТАЛОГ ПРЕДСТОЯЩЕГО АУКЦИОНА Зимняя сказка уже близко! Второй...
23.11.2024
Портрет Васи. Рецензия на документальный фильм про Василия Ситникова
Документальная киноработа Андрея Загданского «Вася», вышедшая в 2002 году...
13.11.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ АНДЕГРАУНДУ
«Зеленый свет андеграунду»: Q-ART Gallery представляет вторую часть выставочного...
23.10.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ИСТОРИЯ О БУЛЬДОЗЕРЕ
Q-ART Gallery открывает двухсерийный выставочный проект к 50-летию с...
12.09.2024
Серьезное искусство. Русские наивные художники ХХ–XXI века
Выставка проходит по адресу: ул. Пречистенка, 30/2, галерейный центр...
21.08.2024
Влад Долженков. Жизнь одного Птица
Художник Влад Долженков создает свои вселенные, которые тщательно и...
14.08.2024
Q-ART Gallery принимает участие в ярмарке современного искусства Third Place Art Fair 2024 SUMMER EDITION
Мы принимаем участие в летнем выпуске ярмарки современного искусства...
31.05.2024
Каталог к предаукционной выставке АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. НАГОТА
За пределами её силуэта Земля и небо дряхлели Поль...
20.05.2024