И снова поддельный Вермеер?

Учёные лишили нас одного из Вермееров, но, возможно, открыли новое имя талантливой художницы XVII века.

Самая знаменитая история с фальсификацией живописи связана с именем Вермеера и гениального фальсификатора Хана ван Мегерена, которому удалось ввести в заблуждение не одно поколение лучших историков искусства.

На днях стало известно, что признана неверно атрибутированной “Девушка с флейтой” из Национальной галереи искусства Вашингтона. Ранее она приписывалась Вермееру и до настоящего времени вызывавшая бурные споры специалистов, ставших крайне осторожными после истории с ван Меегереном.

На этот раз картина оказалась не подделкой умелого мошенника, как считали многие, а результатом стараний талантливого, но не очень умелого последователя. Собственно, технические нюансы и помогли учёным доказать, что это не может быть Вермеер.

Девушка с флейтой. c. 1669/1675, масло на дереве.
Widener Collection 1942.9.98

Сотрудники Национальной галереи в Вашингтоне провели исследования шести работ из коллекции музея, связанных с именем мастера. Проект был направлен на изучение особенностей его техники живописи. Как говорят они сами, «на то, чтобы понять, что делает Вермеера Вермеером».

В результате выяснились интересные подробности. В частности, «Девушка с флейтой» оказалась написанной “вывернутым наизнанку” методом великого мастера. Вермеер начинал работу достаточно грубо перетёртой краской, но в верхних слоях использовал пигменты очень тонкого помола, что позволяло достичь идеально гладкой поверхности живописного слоя и тонких переходов цвета. Автор “Девушки с флейтой” по необъяснимой причине сделал всё наоборот и использовал в финальных слоях плохо растёртый пигмент, что придало поверхности шероховатость, а живопись лишило изящества.

Эти особенности в совокупности с менее виртуозной манерой исполнения и подтвердившейся датировкой (1669–1675 годы) позволили исследователям с уверенностью утверждать, что работа выполнена художником круга Вермеера, знакомым с его методами и приёмами письма, но сам мастер не имеет к ней отношения. 

В пользу этой теории говорит и типичная для Вермеера внешность модели, и композиция. Вероятнее всего, автор «Девушки с флейтой» — ученик или нанятый ассистент, хотя Марджори Вейсмаен, глава отдела североевропейской живописи, придерживается мнения, что это мог быть кто-то из членов семьи художника. Если так, это почти наверняка его старшая дочь Мария, которой было от 15 до 21 в период, когда могла быть создана картина.

Результаты исследований имеют ещё одно интересное заключение. Развенчан очередной романтический миф о гении-одиночке, в тишине мастерской кропотливо созидающем свой собственный мир, состоящий всего лишь из 30 с небольшим работ.

Теперь очевидно, что по крайней мере в последние годы его жизни в Делфте у Вермеера была мастерская или помощники. И, вероятнее всего, работ было больше, иначе зачем организовывать мастерскую.

Подробнее о проекте и других его результатах можно почитать на сайте музея.

Автор: София Боровикова

Q-ART в мире искусства

Юлий Перевезенцев. Воображаемый дневник. Рисунок, офорт
На выставке, организованной Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с...
19.04.2025
«Контуры Победы» Экспозиция
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» открыта!   Смотрите репортаж...
09.04.2025
Выставка «Александр Дейнека. Контуры Победы» в Q-ART Gallery
КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ ДОСТУПЕН ПО → ССЫЛКЕ Q-ART Gallery представляет...
02.04.2025
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Персональная выставка Тиграна Сарапяна
  Каталог выставки доступен по ссылке: Каталог выставки Занавес...
31.01.2025
Предстоящий аукцион. Татьяна Маврина и Игорь Олейников: Премия Андерсена
СКАЧАТЬ КАТАЛОГ ПРЕДСТОЯЩЕГО АУКЦИОНА Зимняя сказка уже близко! Второй...
23.11.2024
Портрет Васи. Рецензия на документальный фильм про Василия Ситникова
Документальная киноработа Андрея Загданского «Вася», вышедшая в 2002 году...
13.11.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ АНДЕГРАУНДУ
«Зеленый свет андеграунду»: Q-ART Gallery представляет вторую часть выставочного...
23.10.2024
БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. Нонконформизм из коллекции Q-ART. ИСТОРИЯ О БУЛЬДОЗЕРЕ
Q-ART Gallery открывает двухсерийный выставочный проект к 50-летию с...
12.09.2024