И снова поддельный Вермеер?

Учёные лишили нас одного из Вермееров, но, возможно, открыли новое имя талантливой художницы XVII века.

Самая знаменитая история с фальсификацией живописи связана с именем Вермеера и гениального фальсификатора Хана ван Мегерена, которому удалось ввести в заблуждение не одно поколение лучших историков искусства.

На днях стало известно, что признана неверно атрибутированной “Девушка с флейтой” из Национальной галереи искусства Вашингтона. Ранее она приписывалась Вермееру и до настоящего времени вызывавшая бурные споры специалистов, ставших крайне осторожными после истории с ван Меегереном.

На этот раз картина оказалась не подделкой умелого мошенника, как считали многие, а результатом стараний талантливого, но не очень умелого последователя. Собственно, технические нюансы и помогли учёным доказать, что это не может быть Вермеер.

Девушка с флейтой. c. 1669/1675, масло на дереве.
Widener Collection 1942.9.98

Сотрудники Национальной галереи в Вашингтоне провели исследования шести работ из коллекции музея, связанных с именем мастера. Проект был направлен на изучение особенностей его техники живописи. Как говорят они сами, «на то, чтобы понять, что делает Вермеера Вермеером».

В результате выяснились интересные подробности. В частности, «Девушка с флейтой» оказалась написанной “вывернутым наизнанку” методом великого мастера. Вермеер начинал работу достаточно грубо перетёртой краской, но в верхних слоях использовал пигменты очень тонкого помола, что позволяло достичь идеально гладкой поверхности живописного слоя и тонких переходов цвета. Автор “Девушки с флейтой” по необъяснимой причине сделал всё наоборот и использовал в финальных слоях плохо растёртый пигмент, что придало поверхности шероховатость, а живопись лишило изящества.

Эти особенности в совокупности с менее виртуозной манерой исполнения и подтвердившейся датировкой (1669–1675 годы) позволили исследователям с уверенностью утверждать, что работа выполнена художником круга Вермеера, знакомым с его методами и приёмами письма, но сам мастер не имеет к ней отношения. 

В пользу этой теории говорит и типичная для Вермеера внешность модели, и композиция. Вероятнее всего, автор «Девушки с флейтой» — ученик или нанятый ассистент, хотя Марджори Вейсмаен, глава отдела североевропейской живописи, придерживается мнения, что это мог быть кто-то из членов семьи художника. Если так, это почти наверняка его старшая дочь Мария, которой было от 15 до 21 в период, когда могла быть создана картина.

Результаты исследований имеют ещё одно интересное заключение. Развенчан очередной романтический миф о гении-одиночке, в тишине мастерской кропотливо созидающем свой собственный мир, состоящий всего лишь из 30 с небольшим работ.

Теперь очевидно, что по крайней мере в последние годы его жизни в Делфте у Вермеера была мастерская или помощники. И, вероятнее всего, работ было больше, иначе зачем организовывать мастерскую.

Подробнее о проекте и других его результатах можно почитать на сайте музея.

Автор: София Боровикова

Q-ART в мире искусства

Q-Art совместно с Галереей ГРОСart на Арт-Москве
Арт-Москва — первая масштабная выставка, в которой Q-ART Gallery...
13.04.2023
Luisa Roldán
The Getty’s new Illuminating Women Artists series aims to...
04.04.2023
Выставка «Чёрно-белый андеграунд» в Q-ART Gallery
Авангард. Как много в этом слове. Это одно из...
02.03.2023
Зимний маркет современного искусства Win-Win
Маркет WIN-WIN — совместная инициатива ЦСИ Винзавод и издательства...
15.12.2022
Ушла из жизни Лиана Рогинская — вдова художника Михаила Рогинского
Не стало Лианы Рогинской — вдовы советского авангардиста Михаила...
25.11.2022
Christie’s проведет продажу шедевров стоимостью 1 миллиард долларов
Christie’s объявил о предстоящем аукционе, на который будет выставлена...
29.08.2022
«Орфей и сирены» возвращаются домой
Музей Гетти объявил о возвращении в Италию терракотовой скульптурной...
20.08.2022